Вызовы времени


Пандемия COVID-19, круто изменившая нашу жизнь, пошла на спад, однако почивать на лаврах победителей инфекции не приходится – перед бизнесом стоят новые реалии. Как живут сегодня региональные аптеки, что помогает им сохранять конкурентоспособность в непростых условиях? С этим вопросом мы обратились к руководителю брянской аптечной сети «Ритм», которая в этом году отмечает 20-летний юбилей.

Оперативность во главе угла

«За 2 десятилетия работы на фармацевтическом рынке нам выпало немало испытаний. Мы пережили и экономические кризисы, и жесткую конкуренцию, – рассказывает основатель и генеральный директор сети аптек «Ритм» Олег Маринов. – Сегодня у нас работает 29 точек, и конечно, чтобы оставаться рентабельными, нам приходится работать много, а реагировать на изменения быстро». Именно оперативность – одна из сильных сторон, которые помогают удерживать позиции на рынке. У федеральных аптек, составляющих основную конкуренцию небольшим региональным предприятиям, есть жесткие матрицы различных бизнес-процессов. С одной стороны, это облегчает управление и ведение бизнеса.


Но, с другой – может не учитывать определенные особенности. «Люди часто выбирают нас, потому что мы быстро реагируем на индивидуальные запросы. Гибкость, оперативность, способность удовлетворять потребности конкретного клиента в краткие сроки, безусловно, наши преимущества», – уверен Олег. В сети налажена работа с каждой аптекой: работает система автозаказа из центрального офиса под потребности отдельной точки. Если программа дает сбой, провизор, принимающий заказ, может прекрасно со всем справиться в ручном режиме. Таким образом, в сети налажен двойной контроль приема и обработки заявок, что сводит к минимуму вероятность недопоставок. 


«Не секрет, что федеральные сети берут более низкими ценами, мы же отвечаем на этот вызов широким ассортиментом и высокой скоростью реагирования на запросы клиентов,  – говорит Олег Маринов. – Предприятие работает с оптовиками, которые привозят препараты в день заявки, а порой и дважды в день, по «цитовкам». Мы заказываем товар утром и получаем его во второй половине дня. И все это от серьезных федеральных поставщиков, которые гарантируют контроль качества и соответствие требованиям современного законодательства».

Мы из Брянска
Сеть «Ритм» все 20 лет своей работы принимает активное участие в жизни родного города, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается. «Недавно я стал депутатом городского совета Брянска, и, конечно, возможностей помогать его жителям у меня сегодня больше, чем раньше, – улыбается Олег Маринов. – Мы вкладываем средства и разрабатываем новые проекты для дома ветеранов, инвалидов, школ, волонтеров, участвуем в сборе помощи для малоимущих». Среди подшефных сети аптек «Ритм» и творческие коллективы города.
Все под контролем

Через 29 аптечных точек сети «Ритм» изо дня в день проходят тысячи наименований и различных серий препаратов. Каждая из них должна быть тщательно проверена по ряду параметров. Чтобы решить эту серьезную задачу, в сети «Ритм» налажено тесное сотрудничество с Центром контроля качества (ЦКК) лекарственных средств и Роспотребнадзором. Кроме того, установленная программа проверяет все поступающие в сеть позиции по нескольким базам данных. Из разных источников постоянно приходит обновленная информация по забракованным сериям, которые немедленно отбираются на стадии приемки товара от поставщиков, а также изымаются из хранящихся в аптеках товарных остатков. 


Большую поддержку оказывает АСНА, с которой сотрудничает компания. Благодаря помощи саморегулируемой организации (СРО) удается более эффективно и оперативно реагировать на все нововведения. «Местная СРО делает рассылку по законодательной базе, в которую включены недавно изданные приказы Министерства здравоохранения, другие законодательные нововведения, – приводит пример Олег Маринов. – Раньше мы сами искали всю информацию. Теперь, с поддержкой СРО, наша задача упростилась, мы можем положиться на профессионалов, заинтересованных специалистов, знающих свое дело и готовых всегда помочь, а свои силы направить на другие важные бизнес-процессы»

1.jpg

Сегодня в головном офисе сети работают 8 провизоров, а всего в аптеках «Ритм» трудятся около 100 сотрудников. В бизнесе также заняты супруга и дочь Олега Маринова, которые тоже имеют высшее фармацевтическое образование.
Люди, на которых можно положиться

Еще одно сильное звено сети – коллектив. Подбирая кандидатуры сотрудников, принимая решение о приеме на работу, руководство оценивает то, насколько соискатель вовлечен в профессию. Ведь если человек действительно «горит», ему многое удается. От того, хочет ли он работать фармацевтом или провизором, во многом зависит и качество труда, и, следовательно, успех всего предприятия. 


«У нас в городе работают два фармацевтических колледжа, и мы принимаем на работу выпускников, хотя это определенные и трудовые, и временные затраты. «Свежеиспеченным» специалистам нужно больше времени, чтобы войти в рабочую колею, чем сотрудникам с опытом», – делится Олег. Чтобы оптимизировать процесс адаптации, в компании был разработан механизм быстрого обучения выпускников: каждому из них назначается куратор, под руководством которого за 2–3 месяца новичок получает все необходимые навыки. Только после этого он выходит в смену. Благодаря этой системе в аптеках «Ритм» у первого стола не бывает сотрудников случайных, неопытных, которые не могут найти нужный препарат или провести полноценную фармацевтическую консультацию.


Компания предпринимает усилия и к тому, чтобы коллектив работал слаженно, дружно, чувствовал плечо коллег и поддержку руководства. «Мы всегда масштабно отмечали Новый год, регулярно устраивали выездные мероприятия по тимбилдингу: все вместе ездили в Минск, Санкт-Петербург, путешествовали по Брянской области, – вспоминает Олег Маринов. – Совместно с дистрибьюторами выезжали на природу и экскурсии. Но во время пика пандемии, чтобы не допустить вспышек заболеваемости, мы не организовывали совместные праздники». COVID-19 внес серьезные поправки в корпоративные традиции компании. Однако в ближайших планах – возобновить выездные мероприятия, отметить 20-летний юбилей.

2 (2).jpg
Олег Маринов: «Нашей сети сегодня очень помогает наработанный раньше запас прочности– в первую очередь выкупленные в собственность помещения»
Учиться, чтобы стать сильнее

Работа с коллективом – это еще и обучение. Раньше, в доковидные времена, в компании проводились еженедельные тренинги. Направления самые разные: техника продаж, маркетинг, особенности работы с определенными позициями, в том числе АСНА, фармакология. Спросом пользовались лекции по работе с возражениями, психологии, конфликтологии.

В 2017–2018 годах, когда образовательная программа была налажена, представители фармацевтических компаний, которые хотели принять участие в конференциях, записывались на 2–3 месяца вперед. К сожалению, в последние 2 года организовывать их стало сложнее или вовсе не возможно – иногда не может выехать тренер или же вступает в силу очередной запрет. «Альтернативой очным конференциям стали онлайн-лекции, с которыми нам активно помогает АСНА», – говорит Олег Маринов. Однако по окончании пандемии руководство планирует вновь перейти в офлайн-режим: живое общение людям необходимо; когда аудитория непосредственно присутствует на занятии, может легко задать вопросы, что-то уточнить у тренера, результат обучения существенно выше. А значит, и качество консультаций, уровень продаж и успешность всего предприятия тоже будут расти.

В аптеках «Ритм» немало сотрудников, работающих со дня основания компании, все 20 лет

Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №5-6, 2022


17.08.2022 11:00:00