Владельцы аптек грозятся увеличить цены на 20% В случае принятия Госдумой законопроекта об ограничении маркетинговых бонусов


Владельцы аптек грозятся увеличить цены на 20% - речь идет о препаратах, не входящих в список жизненно важных

К такому шагу они вынуждены будут прибегнуть в случае принятия Госдумой законопроекта об ограничении маркетинговых бонусов, который аптеки существенной части доходовЗаконопроект, ограничивающий размер вознаграждения аптекам за оказание услуг по продвижению лекарств пятью процентами, приведет к существенному сокращению операционной прибыли сетей. Это спровоцирует повышение цен на препараты, которые не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), или к закрытию точек на фоне снижения рентабельности. С таким заявлением выступили представители сетей «Аптеки Фарма», «Аптеки 25» и «Ригла». Такая же позиция у Ассоциации независимых аптек и маркетингового союза «ПроАптека». Предложения о доработке соответствующего законопроекта Альянс фармацевтических ассоциаций уже направил председателю комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиру Гутеневу. «Ведомости» ознакомились с копией обращения. Гутенев на запрос «Ведомостей» не ответил.
Резонансный законопроект был внесен в Госдуму депутатами фракции «Справедливая Россия – За правду» 2 мая 2023 г.  Из пояснительной записки следует, что с конца февраля 2022 г. размер платы за услуги по продвижению лекарств в аптечных сетях кратно увеличился, в ряде случаев до 30% от объема продаж конкретного препарата. Такими бонусами производители стимулируют провизоров в аптеках советовать покупателям продукт конкретного производителя. Также там указано, что аналогичное ограничение уже действует для торговых сетей, реализующих продовольственные товары. 
Лидер справедливоросов Сергей Миронов заявил «Ведомостям», что цель законопроекта состоит в поддержке наименее обеспеченных групп граждан. «Сейчас аптечные сети берут с производителей «неприличную плату за продвижение препаратов, этого быть не должно», резюмировал Миронов. Принятие закона приведет к снижению цен на лекарства, так как именно высокий размер «маркетингового сбора» приводит к удорожанию медикаментов, считает лидер партии. 
Законопроект «Справедливой России» 22 мая был рассмотрен Советом Думы и направлен в комитет по промышленности и торговле. Его члены до 24 июня соберут предложения и замечания и подготовят законопроект к рассмотрению в осеннюю сессию в октябре 2023 года, говорится на сайте Госдумы. 
Представители фармацевтического рынка законодательную инициативу раскритиковали. Принятие законопроекта может привести к росту цен на лекарственные препараты, которые не входят в перечень ЖНВЛП (цены на такую продукцию устанавливает государство), в связи с тем, что на сегодняшний день структура рентабельности аптечных сетей сильно зависит от маркетинговых бюджетов (до 50-60% маржи приходится на них), и этот пробел придется чем-то покрывать, говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. За счет этих бонусов сети уменьшают цену на препараты для конечного потребителя, утверждает представитель «Аптеки 25». В итоге в случае принятия законопроекта  стоимость лекарств может увеличиться на 15-20%, отметил Беспалов. Рост цен на 10% предсказывает и гендиректор рязанской сети «Аптека Фарма» Александр Миронов. О возможном подорожании «Ведомостям» также сообщил генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов, который отметил, что эта мера станет необходимой для компенсации потерь. Кроме того, отдельные аптечные пункты окажутся под угрозой закрытия вследствие критического снижения рентабельности. Аптеки в удаленных местах могут закрыться потому что не смогут покрывать расходы на доставку препаратов на труднодоступные территории, рассказали в Ассоциации независимых аптек. По этой же причине пострадают и крупные игроки, которым придется ликвидировать свои филиалы в малонаселенных пунктах, считает Беспалов.

В случае принятия законопроекта международные корпорации получат преимущество над российскими производителями из-за разницы в цене на продукцию, отметил генеральный директор «ПроАптеки» Евгений Коротков. В условиях, когда аптечным сетям невыгодно продвигать российские препараты, отечественным производителям будет достаточно проблематично удерживать конкурентные позиции – импортные препараты стоят дороже и, соответственно, вознаграждение с их продвижения будет выше, добавляет  исполнительный директор ГК «Фармасинтез» Никита Пуния. По его словам, не исключено, что аптечные сети также будут вынуждены ограничить доступ российских производителей к полке, что скажется на доступности лекарств для населения, отметил он.В Минздраве, Росздравнадзоре и Федеральной антимонопольной службе на запрос «Ведомостей» не ответили.
14.06.2023 15:51:00