Виктория Преснякова: Самое важное в развитии онлайн-продажи лекарств — это ответственность аптек и сохранение качества


Пандемия стала катализатором цифровизации аптечного бизнеса в целом, поэтому говорить только про выход в онлайн-пространство не совсем правильно. Хотя, конечно, именно разрешения на дистанционную торговлю отрасль добивалась на протяжении нескольких лет, и принятые правила стали важной вехой в формировании нового онлайн-рынка лекарств.

 

Поиск и бронирование лекарств в интернете были и раньше. Такие аптечные агрегаторы, как «АСНА», «Аптека.ру» и другие, работают на рынке достаточно долго и успешно. Но именно с 2020 года у нас появились четкие правила дистанционной торговли, и пациент получил возможность не только забронировать лекарства онлайн и получить их в ближайшей аптеке, но и заказать с доставкой на дом. Так как это вопрос совершенно новый для аптечного ритейла, то правила сейчас корректируются и дополняются. Например, с сентября снято ограничение в 10 точек, и теперь у небольших и средних аптечных сетей также появилась возможность реализовывать лекарства онлайн. Нельзя сказать, что все аптеки повально уходят в интернет, кто-то предпочитает классическую схему общения с клиентом. Тем не менее, это, безусловно, новые возможности развития для фармритейлеров.

С сентября этого года к дистанционной торговле лекарствами подключились и маркетплейсы. Пока трудно сказать, благо ли это для рынка в целом. Вся ответственность за качество услуги, отпуск, хранение и транспортировку товара по-прежнему остается на аптеке. Как контролировать качество услуги самого маркетплейса — непонятно. При этом мелкий и средний аптечный бизнес в качестве партнера маркетплейсам не интересен. И они в основном работают с крупными сетями.

По оценке DSM Group, в 2019 году на онлайн в аптечном бизнесе приходилось 4,5% продаж. Сейчас по разным источникам — 8,5–13,5%. Важно понимать, что это средние цифры по отрасли. Тем не менее, есть сети, доля онлайн-продаж у которых составляет от 30% до 60%, например, такие региональные аптечные сети, как «Монастырев» или «Аптека от склада». Но даже у них доставка менее популярна, чем бронирование и выкуп заказа в аптеке.

 

Аптеки по-разному переживают цифровую трансформацию. Кто-то уже сегодня начал активные изменения. Кто-то старается как можно дольше сохранить годами наработанные привычки. Крупные и средние аптеки развивают собственные онлайн-площадки, стараются предложить клиенту не только лекарства, но и услугу. Небольшим аптекам сложнее подобрать надежных онлайн-партнеров. Самое важное в развитии онлайн-продажи лекарственных препаратов — это уровень ответственности аптечной организации и вопрос сохранения качества как лекарства, так и самой фармацевтической услуги. Здесь главное — не навредить, ведь мы имеем дело со здоровьем человека. И об этом должны помнить все участники цепочки, включая маркетплейсы.
06.12.2021 16:28:00