В заботливых руках


Тверскую сеть «Аптека низких цен» выбирают более 50% местных жителей, и во многом это заслуга людей, которые в ней работают. О том, как удалось организовать сильную команду, которая стремится и умеет работать на результат, рассказывает операционный директор компании Виктория Максимова.

Команда – это фундамент

Основные задачи операционного директора «Аптеки низких цен»* – создание дружного коллектива, объединенного общими целями и ценностями. «Когда я пришла в компанию 3 года назад и познакомилась с ее работой, с сотрудниками, увидела проблему, которая есть, к сожалению, в очень многих фармацевтических сетях, – вспоминает Виктория Максимова. – Заведующие как наших собственных аптек, так и аптек наших партнеров франчайзи, не чувствуют плеча коллег, каждая точка живет и работает «сама по себе», борется только за свои интересы, от чего страдает общее дело, общий результат».

Такая ситуация имеет ряд причин, и одна из них – разный уровень волевых качеств и так называемых softskills у руководителей среднего звена. Виктория Максимова предложила простое решение: она поручила более сильным заведующим взять под крыло своих менее опытных коллег. И начала рутинную кропотливую работу с коллективом.

Отсутствие профессионального общения – одна из ведущих причин разрозненности фармацевтических команд, чувствующих себя оторванными друг от друга. «Мы делаем все, что в наших силах, чтобы заведующие аптеками общались между собой, делились опытом, а мы получали от них качественную обратную связь. Только собрав ее, руководство компании принимает какое-то решение, – рассказывает Виктория. – Таким образом, даже рядовые сотрудники аптек, которых представляют их заведующие, участвуют в жизни всего предприятия. Люди видят, что к ним прислушиваются, и это позволяет создать настоящую команду».

Виктория Максимова организовала регулярные собрания для заведующих аптеками, на которых они рассказывают о своих проблемах, делятся опытом и результатами. Помимо этого появились так называемые фокус-группы – в них могут войти все желающие, чтобы высказаться и прийти к общему решению по разным вопросам.

Сплотить команду помогла и систематизация операционной деятельности. «Основные бизнес-процессы у нас прописаны стандартами, рабочими инструкциями, и все это вовремя меняется с учетом изменений законодательства, конкурентной среды, – говорит Виктория. – У нас есть хорошие адаптированные должностные инструкции, регламент рабочего дня каждого сотрудника. Обучение организовано таким образом, что работники осваивают практически все бизнес-процессы в аптеке. Даже если она останется без руководителя – например, заведующая заболела и замены по какой-то причине нет, – механизм продолжит исправно работать».

Виктория Максимова: Каждый из 182 человек, работающих в «Аптеке низких цен», понимает важность фармацевтического консультирования, знает цель, к которой он должен стремиться

Виктория Максимова: Каждый из 182 человек, работающих в «Аптеке низких цен», понимает важность фармацевтического консультирования, знает цель, к которой он должен стремиться
Учиться и еще раз учиться

Важнейшая стратегия фармацевтической компании – постоянное обучение. «Представляете, когда мы только начинали организовывать тренинги, наши специалисты воспринимали их, мягко говоря, без особого энтузиазма. Многие откровенно не понимали, зачем вообще все это нужно, ведь продажи идут, клиенты приходят. И тут им говорят, что можно и нужно учиться делать по-другому. Что диалог с покупателем нужно выстраивать, а фармацевтическое консультирование должно иметь определенный алгоритм». Прошло 3 года, и сотрудники компании уже не сомневаются в том, что обучение продажам, работе с клиентами – это необходимость.

Обучение в компании организовано «с нуля» – для новичков проводятся «вэлком-тренинги», где им рассказывают об основных ценностях сети. Затем будущие сотрудники переходят в так называемый бизнес-инкубатор – это площадка на базе одной из аптек, на которой проходят стажировки. Именно там будущие специалисты «Аптеки низких цен» изучают программу, знакомятся с тонкостями бизнес-процессов.

Кроме того, отдел обучения сети оказывает помощь с прохождением всех этапов аккредитации – от регистрации на сайте и сдачи тестов до консультаций по отдельным вебинарам. То есть в компании обеспечивают практически полную координацию действий.

«Это очень помогает, и еще поэтому к нам охотно идут специалисты, – говорит Виктория Максимова. – Наши сотрудники отдел обучения просто обожают, потом что там всегда помогут. Но главное, чему мы учим – это заботе о клиентах и доброжелательному отношению к ним».

Сегодня под брендом «Аптека низких цен» работают как собственные точки, так и франчайзи

Сегодня под брендом «Аптека низких цен» работают как собственные точки, так и франчайзи
Все студенты в гости к нам

Неудивительно, что такой целенаправленный подход к обучению позволяет компании набирать как опытных фармацевтов и провизоров, так и вчерашних студентов.

В Твери готовят молодых специалистов со средним специальным и c высшим образованием: в городе есть фармацевтический колледж, а в местном медицинском университете – фармацевтический факультет. Компания регулярно участвует в ярмарках вакансий и различных профориентационных мероприятиях.

«Мы стараемся выделиться в ряду наших конкурентов – компаний, которые тоже ищут специалистов. Сегодня их немало, ведь во всей стране ситуация с профессиональными фармацевтическими кадрами довольно напряженная. Поэтому мы прикладываем усилия, чтобы вчерашние учащиеся колледжа и вуза заметили и поняли, что в «Аптеке низких цен» их ждут и стабильная работа, и достойная оплата труда, и, что немаловажно, хорошее отношение».

В прошлом году команда Виктории Максимовой пришла к студентам с подарками, они принесли испеченное своими руками печенье с предсказаниями. Будущие специалисты восприняли инициативу прекрасно: всем хотелось прочитать приятные слова – а они, безусловно, были поддерживающими и оптимистичными – о себе и своем будущем.

«К ярмаркам вакансий мы подходим очень серьезно и стараемся приходить на них своей дружной командой, – делится Виктория. – Пусть молодые специалисты видят, что у нас их ждет сплоченный общей идеей коллектив. К тому же почти все топ-менеджеры сети – выпускники тверских вузов. И они, успешные, добившиеся карь­ерного роста, приходя к вчерашним студентам, говорят им: ребята, у нас можно расти, причем и вверх, до руководящих должностей, и в ширину, постоянно повышая свой уровень. И это по-настоящему круто!»

Мощная обучающая база, наличие площадок для стажировки позволяет компании принимать студентов вуза и колледжа на практику. «Мы работаем в тесном взаимодействии с учебными заведениями, часто их посещаем, к нам приходят студенты на практические занятия, рассказывает Виктория. – С прошлого выпуска, в котором было 14 человек, шестеро остались работать у нас. Я считаю, это очень хороший результат». А нынешней весной в одну из аптек сети приходили одиннадцатиклассники – в рамках профориентации. И к этой задаче в «Аптеке низких цен» команда Виктории Максимовой подошла нестандартно, можно сказать – креативно: «Ребятам провели экскурсию по аптеке, а потом попробовали вместе прочитать рецепты. Да, еще наши специалисты вспоминали самые забавные случаи из аптечной практики. В общем, мы постарались вложить душу, чтобы будущие выпускники школ почувствовали интерес и прониклись уважением к нашей профессии. А может быть, – кто знает? – лет через пять влились в наш дружный коллектив».



11.01.2023 10:31:00