В аптеку «привела»... дочь и внучку


ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ПРОВИЗОРОВ, ОСНОВАВШИХ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО

Семейные ценности строятся на заботе и любви, верности и взаимопонимании, а подкрепляются сохранением памяти, передачей традиций или продолжением семейного дела.  В Балахтинском районе немало семей, которые эти ценности несут от истоков и бережно передают потомкам.  Одна из таких – семья Ионик



Сегодня речь пойдёт об основателе династии провизоров в Балахтинском районе – Галине Григорьевне Ионик. Но корни её связаны не с нашей местностью, а с Иркутской областью.

ВСЁ ДЛЯ СЧАСТЛИВОЙ  ЖИЗНИ

В Нижнеудинском районе, в посёлке Балакшин Бор, был богатый и мощный Атагайский леспромхоз, где отец маленькой Гали построил в сосновом бору дом для своей семьи. Сам он работал токарем, а жена – в поссовете бухгалтером.
Их дети росли трудолюбивыми, ведь по-другому быть и не могло: встречали и провожали скот, кормили птицу, ухаживали за огородом. Успевали, конечно, и порезвиться – купались в речке и озере, чуть только сойдёт лёд, бегали везде босиком, сигали с вышки в озеро. Рвали в сосновом бору бруснику и маслята. Росли крепкими, не болели.
Галю и её младшего брата папа брал с собой на рыбалку. Ребятишкам навсегда запомнилось, как в рассветных лучах поблёскивала плёсами быстрая река Уда, как бод-рил прохладой утренний туман, как, затаив дыхание, ждали они поклёвки. Не забыть и момент большой рыбацкой удачи, когда отец нёс на плече тайменя, хвост которого свисал ему до самых пят...

Посёлок был чистый, вымощенный тротуарами, повсюду зелень, в палисадниках – цветы. Каждый хозяин считал своим долгом содержать в порядке участок тротуара возле дома – чистить, подметать, ремонтировать. Печи топили дровами, но ни опилок, ни древесного мусора у ворот никто не оставлял. Дрова складывали в ровные поленницы и всё вокруг тут же подчищали под метёлку.
«В нашем доме не было замков, – с улыбкой вспоминает Галина Григорьевна, – не от кого было двери запирать: все вокруг были доброжелательными и порядочными, жили дружно, как родные. Помню, студенткой приезжаю домой, и если всё открыто, значит, родители где-то недалеко, а если палочка вставлена в ворота, значит, их в посёлке нет, уехали по делам».
С мужем Григорием Галина выросла в одном посёлке, училась в одной школе. Галина всегда была на виду – заводила, староста, комсомолка... С теплом вспоминает, как их классный руководитель, молодая девушка, только окончившая педучилище, вместе со своими школьниками собирала макулатуру и металлолом, возила их на экскурсии.
Интересно, что тогда в их посёлке было всё для счастливой жизни, кроме… аптеки. И мыслей о том, чтобы как-то связать свою судьбу с аптечным делом, у девочки Гали тоже не было, пока её соседка не поступила в фармучилище. Рассказы подружки заронили в сердце Гали мечту о будущей профессии, которую она непременно освоит в медицинском институте.

ВЫБОР СДЕЛАН  ПРАВИЛЬНО

Училась девочка отлично и после школы поехала поступать в Иркутск, в институт. Но, к глубокому разочарованию, экзамен по химии сдала «на три» и не прошла по баллам. Знаний сельской школы не хватило для вузовского уровня. Рыдая, Галина решила отнести документы в училище. Позвонила домой, чтобы сообщить о своём решении, но отец твёрдо сказал: «Никаких училищ! Возвращайся домой, будешь готовиться и поступишь на следующий год!». Надо сказать, что обычно немногословный и сдержанный папа в самые решающие моменты жизни давал дочери правильные советы, своей спокойной твёрдостью вселяя уверенность.
И вернулась Галина домой. В родной школе ей обрадовались, сразу взяли на работу вожатой. И она увлеклась – разучивала с ребятами речёвки и песни, организовывала пионерские походы, зарницы, праздники. Вместе со школьниками бегала кроссы, ходила на лыжах. И целый год вставала в 6 утра, чтобы готовиться к экзаменам...
Упор делала на химию, физику и биологию. Бывший классный руководитель уговаривала поступить на иняз, видя её хорошую педагогическую хватку. «В судьбоносный день подачи документов я долго ходила по улицам города в раздумьях, даже плакала… Пока ноги сами не привели меня в мединститут», – вспоминает Галина Григорьевна. И не зря! Экзамены на этот раз она сдала блестяще и сразу заселилась в общежитие. Выбор жизни был сделан.

И потекли студенческие годы – насыщенные, комсомольские, спортивные. Осваивая профессию, Галя занималась научной работой, фехтованием, плаванием, лыжами, стрельбой из тозовки в тире, сдавала, как и все тогда, нормы ГТО. Когда студентам предложили поехать в экспедицию по Дальнему Востоку, снова её поддержал отец. Привёз рюкзак, полный продуктов, и сказал: «Без сомнения, надо ехать!».
И та поездка была незабываемой – турне на поезде, потом на грузовой машине и много-много километров пешком по лесам и взгорьям – на поиски трав. Их пожилой преподаватель брал такой темп, читая лекции по тибетской медицине, что молодые за ним еле поспевали. Днём ехали на лавках в кузове, а ночью в том же кузове спали, опасаясь змей и насекомых. Помнит, как любовались рассветом над белокаменной Находкой, как купались в бухте, как сушили травы для гербария, который она хранит до сих пор…
Вообще всё обучение фармацевтов и провизоров было тогда приближено к природе. Студенты работали в факультетских аптеках, в советское время – это было производство, важно было научиться готовить лекарства. Делали свечи, мази, порошки. Ответственно соблюдали технологию, ведь всё проверялось на выпуске на состав и качество. Тогда был индивидуальный подход к пациенту, и каждому врачи расписывали индивидуальную рецептуру. Ещё во время учёбы Галина поняла, что не ошиблась с выбором дела жизни – ей нравились аптечные запахи, нравилось быть аккуратной и щепетильной. Всё это нужно было полюбить, и она полюбила!

САМОЕ ВАЖНОЕ –  ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ

На четвёртом Галином курсе вернулся из армии Григорий, устроился на завод в Иркутске и… стал свататься. Молодые подали заявление и сыграли свадьбу, поэтому к диплому Галина готовилась, уже став мамой. Муж помогал ей водиться с дочкой Мариной, так что и защитилась она успешно.
А дальше по распределению молодую специалистку пригласили работать в Балахту. Галина Григорьевна вспоминает, как встретилась тогда в отделе кадров в Красноярске с Юрием Ивановичем Каргополовым, главным врачом Балахтинской больницы, и Александром Филипповичем Матониным, заведующим аптекой. Они обещали поселить семью в общежитие и обеспечить жильём в ближайшее время – гарантировали дать квартиру в новом 16-квартиром доме в центре Балахты.
Маленькую Марину забрали на время в леспромхоз дедушка и бабушка. Там, в родном Балакшином Бору, отец Галины Григорьевны снова взял на себя ответственность, организовав присмотр за внучкой в лучшем виде. Дедушка, две бабушки и прабабушка делали всё, чтобы дитя ни в чём не нуждалось: дневной сон на свежем воздухе, сбалансированное домашнее питание, игры, чтение, развлечения. Заботливый дед сделал для внучки кукольную мебель, детский умывальничек и даже прогулочные сани, как из сказки «Морозко» – резные, расписные, с креслицем. Марина так же, как и мама, с теплом вспоминает тот сосновый бор, через который они с бабушкой ходили встречать деда с работы.


А молодые супруги сели в автобус до Балахты и шесть часов тряслись по пыльной дороге на «пазике». Но здесь быстро заселились в общежитие и устроились на работу: Григорий – токарем в ДРСУ, а Галина – заместителем заведующего в аптеку. И вовсю завертелась работа!
Когда аптека была государственной, лекарства готовили на весь район. На центральной аптеке полностью лежало лекарственное обслуживание населения и лечебно-профилактических учреждений Балахтинского и Новосёловского районов. Под контролем Галины Ионик было восемь аптек, в каждой из которых – производство, и 76 аптечных пунктов, в которых нужно было вести строгий учёт, делать ревизии.
Провизором она была единственным, а под её контролем – все фармацевты. Объёмы работы были колоссальными. На производстве всё держали в стерильности, работу свою делали качественно, сами мыли и дезинфицировали тару, сами выполняли план по сбору трав. А ещё Галина Григорьевна часто бывала на учёбах и повышениях квалификации и потом передавала опыт коллегам. Чуть позже, когда стала заведующей, старалась быть требовательной и справедливой к каждому. Под её чутким руководством строились: производственная аптека в Балахте и аптека в Тюльково, открывалась аптека в Приморске – в здании старого пожарного депо.
Сейчас поставки медикаментов в больницу идут напрямую, а раньше именно руководитель аптек влиял на лекарственное обеспечение всей сферы здравоохранения района. Работали в тесном контакте с участковыми больницами, ФАПами, СЭС. Галина Григорьевна рассказывает, как сложно было в период дефицита 90-х – тогда даже плановые операции в больнице отменяли из-за отсутствия нужных препаратов. Не раз ей приходилось договариваться с «городом», чтобы оформить большую заявку на препараты.
Приходилось в ответ на уступки подкармливать горожан деревенскими продуктами. Тогда на помощь шли директора совхозов – давали в долг мясо целыми тушами, а сырзавод – тоннами масло и сыр. Сама заведующая, надев тулуп и тёплые валенки, садилась в «газик» и объезжала хозяйства, собирая провиант. Отправив машину в Красноярск, получали взамен партию лекарств. Можно было просто развести руками, не беря на себя ответственность и лишнюю работу, но понимая, что от её действий зависят чья-то жизнь и здоровье, Галина Григорьевна делала всё, что могла.
С малышкой мама и папа расстались ненадолго – забрали её в общежитие, а вскоре поселились и в обещанную новую квартиру. В многоквартирном доме все были молодыми, семейными, быстро сдружились. Если заводить стряпню, то на весь подъезд! Если красить заборы и сажать деревья – тоже вместе! А вот уже у четы Ионик и сын родился. Роман впоследствии, как когда-то пророчили маме, связал свою жизнь с иностранными языками, выбрав академию международного туризма.

ОДНО ДЕЛО –  НА ТРИ ПОКОЛЕНИЯ

Второй провизор в семье – дочь Марина, как говорит Галина Григорьевна, «выросла в аптеке». На работе у мамы старательно и ровненько клеила этикетки на флакончики, между делом запоминая названия лекарств, в сончас спала в коморке на тюках с ватой. Школьную трудовую практику тоже проходила здесь – мыла шкафчики и полы, вбирая в себя аптечный дух... и не зря! Окончив школу, поступила в фармучилище в Красноярске, а потом сразу в Томский Сибирский государственный медицинский университет, старейший за Уралом, с богатой научной базой. Училась очно, в общей сложности 8 лет. Так в семье появился ещё один провизор.
Пока дочь получала образование, мама задумала открыть собственный бизнес. Решение было семейным, и далось оно нелегко. В 2001 году это был смелый шаг, ведь предпринимателей тогда в этой отрасли не было. Официальное решение об открытии лицензированной предпринимательской деятельности принималось на уровне замгубернатора края. И оно было положительным!
Работать начали, когда Марина только-только окончила вуз. Первые поставки им давали в долг, заслугой тому была хорошая репутация Галины Григорьевны в этой отрасли. Торговые фирмы поддержали начинающих предпринимателей, брали заявки и поставляли лекарства под реализацию. Постепенно новая аптечная точка расширяла ассортимент, крепла и развивалась. Первое время, по старой памяти, Галина Григорьевна держала связь с государственной аптекой, делилась при необходимости с ней лекарствами. Да и многие фармацевты пришли работать в «Зелёную аптеку» из государственных точек. И не жалеют – работают здесь долгие годы.
Те, кто знаком с аптекарями, знают, что это люди особого уклада. Гигиена и порядок для них – на первом месте. Профессия приучает их всё помечать, быть аккуратными. Даже дома, в быту, у них каждая вещь на своём месте, в своём ящичке, на продуктах в холодильнике подписан срок годности. И количество миллилитров они определяют «по булькам» – у тех, кто занимался производством лекарств, это чутьё уже в крови.
Марина Григорьевна состоит в Совете при Всероссийской ассоциации независимых аптек – крупнейшей федеральной организации, объединяющей более 10 тысяч аптек и аптечных сетей по всей России. И не перестаёт учиться, ведь в отрасли постоянно происходят изменения. Она участвует в конференциях, круглых столах. Дело своё любит и горит желанием его развивать, ведь есть для кого – придёт время, и дочь Ксения тоже станет провизором. Она уже учится в том же университете в Томске, что и мама, и даже живёт в том же общежитии.
У Ксюши с детсадовского возраста есть свой белый халатик и свой опыт работы в аптеке – от уборки в зале до разборки товара. А ещё Ксюша очень красиво рисует: недавно она победила в конкурсе рисунков по ботанике среди вузов. Её рисунок, сделанный чёрной гелиевой ручкой, мама вставила в рамку – в нём прорисована каждая прожилка на листочках аптечных трав, будто смотришь на неё под микроскопом.
Как основатель бизнеса Галина Григорьевна внутренне удовлетворена тем, что есть с кем разделить любовь к профессии. «Нам всегда есть, что обсудить, – говорит она. – Сейчас я отдыхаю, но продолжаю жить нашим делом, нашей работой. Воронка затягивает всех, кто рядом. Вся семья трудится здесь! И поэтому мы не можем себе позволить сделать что-то несполна. Ценен авторитет, наработанный годами. И наша репутация крепится прежде всего на наших знаниях».
«Представляю, как было страшно ей, и как совсем не страшно мне, – говорит Марина о маме. – Мне проще, ведь я всегда с кем-то могу разделить ответственность, посоветоваться и утвердиться в собственном мнении. Она всё затеяла и «вывезла» самое сложное – начало. А я видела, как надо делать, и делала, а сейчас считаю делом чести достойно продолжить всё начатое ею».

photo-2024-06-07-14-13-46-2bcaf643d5.jpg img-5959-c7adb86d98.jpg photo-2024-06-07-14-08-26-fa28bdfd5e.jpg

Фото автора  и из архива семьи Ионик

27.06.2024 12:24:00