Участники Альянса фармацевтических ассоциаций обсудили ограничение экспансии федеральных сетей


Региональные аптечные сети, входящие в Альянс фармацевтических ассоциаций, обсудили вопрос о сокращении количества аптек. Впервые эту инициативу в 2020 году озвучила РААС, с тех пор к ней ежегодно присоединяются новые участники. Джентльменские договоренности на данном этапе — единственная возможность сделать высококонкурентный аптечный рынок более цивилизованным. Об этом говорилось в ходе конференции участников альянса 11 мая, передает корреспондент «ФВ».

Сегодня на рынке сложилась такая практика, что организация, открывая аптеку и вкладывая немалые средства в ее развитие и привлечение клиентов, может в любой момент столкнуться с возрастающей нерентабельностью, что приведет в результате к закрытию аптеки. Получивший более выгодное предложение от конкурента собственник помещения либо выселит своего прежнего арендатора, либо повысит ему арендную ставку. Некоторые сетевые аптеки добровольно отказываются вести бизнес таким образом и в течение года занимать помещения, в которых до этого работали другие участники рынка.

«В нашем регионе число аптек в одном здании доходит до восьми точек, — рассказала коммерческий директор Ассоциации новых независимых аптек «АннА» (г. Воронеж) Виктория Лесникова. — При этом существует и такой факт, что в соседних домах крупного спального района располагаются аптеки одной и той же фармфирмы. Я думаю, есть смысл ограничить число точек у одного игрока на одной территории».

Наличие пяти-восьми аптек в радиусе 20 метров не приводит к понижению цен, так как расходы по содержанию этих аптек, а именно: по аренде, по зарплате персонала, коммунальным и хозяйственным расходам, эквайрингу и т.д., закладываются в наценку на лекарства, которые не входят в список ЖНВЛП, а также БАД и медицинские изделия, считает председатель правления Новгородской профессиональной ассоциации фармацевтических работников, директор сети «Аптечный дом НВ» (г. Великий Новгород) Ольга Хруцкая. Так что покупатели от такой конкуренции не выигрывают.

Если не предпринимать никаких мер, то крупные федеральные сети съедят мелкий и средний бизнес, отметил председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик.

«Крупные региональные сети, глядя на федералов, тоже стали активнее масштабироваться, — добавил Яговдик. — Думаю, что правильнее было бы установить минимальное расстояние между аптеками, нежели вводить предельное количество аптек для одного юрлица».

Эксперт также обратил внимание на проблему, связанную с тем, что ранее бланки формы № 148-1/у-88 для психотропных лекарственных препаратов, внесенных в список психотропных веществ, список III, печатались централизованно, а теперь их может выпускать кто угодно, и отпускать препараты по ним аптеки обязаны вне зависимости от региона, где они оформлены.

Но как убедиться, что это не подделка и что сильнодействующий препарат попадет в нужные руки? Ведь в случае чего наказывают в такой ситуации прежде всего аптеки, подчеркнул Яговдик.

«У нас был клиент с двумя рецептами формы № 148-1/у-88 из Якутии, которые были оформлены с нарушениями действующего порядка и по которым мы не произвели отпуск лекарств, — прокомментировала президент Самарской областной фармацевтической ассоциации Елена Гладкова. — Теперь у нас начата совместная проверка прокуратуры и Росздравнадзора в связи с жалобой гражданина на отказ в оказании ему помощи».

А на Сахалине стали появляться рецепты Московской области. Аптеки пробуют связаться с медицинской организацией, где их якобы выписывали, но таких учреждений в справочниках нет, рассказала председатель Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области Наталья Елисеева.

По ее словам, недавно принятый закон о повышенных штрафах за безрецептурный отпуск лекарств для первостольников еще раз показал, что фармспециалисты — единственные, кто несет ответственность в подобных ситуациях, что в корне неверно.

«Согласно действующим требованиям мы начинаем вести переписку с главными врачами по поводу правильного оформления рецептов, но нас не слышат, — подытожила эксперт. — Сейчас я провожу проверку в аптеке — наблюдаю, что рецептурные бланки заполнены от руки, первая цифра серии должна быть с кодом региона, но это требование не соблюдается».

Участники конференции обсудили возможности улучшения лекарственной доступности сельских и малонаселенных территорий.

«Сейчас я нахожусь в маленьком городке, в котором есть мобильный интернет, но при этом кассы постоянно работают со сбоями, — поделилась Елисеева. — Не всегда проходят платежи по банковским картам. Как наладить работу в удаленных регионах в таких условиях, а главное — соблюдать лицензионные требования по внесению сведений в систему маркировки, непонятно.

Когда ФАП или больницы начинают продавать лекарства, они обязаны вести раздельный налоговый учет, а если у вас в штате больше 100 человек, то вы еще должны платить НДС, сказал Яговдик.

«Но они его не платят. Соответственно ФАП не хотят заниматься продажей лекарств, чтобы не нарушать налоговое законодательство», — прокомментировал представитель Калининградской области.

По итогам обсуждения глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова резюмировала, что альянс согласен с мнением о сокращении количества точек. Вопрос лишь в установлении критериев их ограничения. Члены объединения готовы их разработать с учетом региональных особенностей. Все предложения по внесению изменений в законодательство касательно препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, и доскональной регламентации работы аптек с соответствующими рецептурными бланками будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти.



15.05.2023 10:09:00