Траты петербуржцев на БАДы выросли на треть
К росту объемов продаж привели подорожание добавок, ажиотажный спрос и переход потребителей в более дорогой сегмент.
Объем продаж биологически активных добавок (БАД) в аптеках Петербурга (онлайн и офлайн) без учета маркетплейсов в январе-июне составил 2 млрд 289 млн руб., сообщили в ответ на запрос «Ведомостей» в DSM Group. За аналогичный период прошлого года в городе было продано БАДов на 1 млрд 764 млн руб. Таким образом, в текущем году покупатели потратили на добавки на 30% больше денег, чем в прошлом.
По количеству упаковок прирост составил лишь 7%. В первом полугодии текущего года петербуржцы приобрели 5,2 млн упаковок, а за аналогичный период прошлого – 4,87 млн.
Опрошенные изданием представители отрасли рассказали, что на существенный рост продаж в денежном выражении оказали влияние сразу несколько факторов: рост себестоимости продукции, высокий спрос после начала СВО, а также переход потребителей в более дорогой сегмент.
Ключевым фактором, повлиявшим на стоимость БАДов в первом полугодии, стал ажиотажный спрос, говорит директор по стратегическому развитию бизнеса компании «Петровакс» Игорь Борисенко.
Он имел два пика. Первый – «ковидный» – пришелся на первые две недели февраля, тогда прирост составил от 10 до 15%. После начала СВО последовал второй пик, когда потребители стали покупать впрок импортные БАДы, а рост стоимости в моменте достигал 30% с последующим откатом на промежуточные значения в мае. Как отметил эксперт, увеличение стоимости началось с аптек, а затем цены стали повышать производители.
Из-за введенных антироссийских санкций производители добавок были вынуждены перейти на новых поставщиков сырья и первичной упаковки — картона. Кроме того, из-за разрушения привычных логистических цепочек компаниям пришлось вкладывать больше денег в формирование запасов, говорит председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева.
По словам директора Ассоциации независимых аптек Виктории Пресняковой, если до начала СВО доставка биодобавок из Европы занимала до пяти дней, то сейчас — от двух до трех недель. По данным DSM Group, с начала года стоимость средневзвешенной пачки БАД в высоком и среднем ценовых сегментах выросла на 5,8%, в низшем – на 14,3%.
По словам Борисенко, рынок уровнял стоимость зарубежной и отечественной продукции, а после укрепления курса рубля ряд иностранных позиций подешевел в закупке на 20%. «В худшей ситуации оказались полностью локализованные производители. Себестоимость их продукта измеряется в рублях и подвержена колебаниям цен на сопутствующие товары и услуги», – говорит эксперт.
Как рассказала «Ведомостям» Прокопьева, в настоящее время на рынке наблюдается паритет импортной и отечественной продукции, если оценивать продажи в финансовом выражении. В натуральном же 78% упаковок приходится на российских производителей и 22% — на зарубежных.
Опрошенные изданием представители отрасли уточняют, что на структуру рынка повлияло и изменение портрета потребителя БАДов, которое началось еще с 2019 г. По словам исполнительного директора «Союза производителей БАД к пище» Александра Жесткова, на протяжении последних трех лет наблюдается востребованность биодобавок у молодых граждан с высоким уровнем платежеспособности.
По данным Прокопьевой, в 2018 г. продажи биодобавок в категории более 500 руб. составляли 40% от оборота всего рынка БАДов, в 2019 г. – 47%, а в 2020 г. – 52%. В прошлом году их доля превысила 55%, что подтверждает тенденцию, отмеченную Жестковым.
По наблюдениям Жесткова, в первом полугодии были наиболее востребованы препараты от стресса и для спокойного сна. Тенденцию подтверждает и Прокопьева, называя препараты антистресс-категории с пустырником, глицином и магнием. Также сохраняется спрос на продукты для иммунитета: витамины C, D3, а также цинк.
Согласно исследованию аналитиков DSM Group чаще всего потребители БАДов в первом полугодии приобретали добавки, действующие на организм в целом. В топе также добавки, влияющие на функции ЖКТ и центральной нервной системы. По сравнению с аналогичным периодом 2022 г. продажи препаратов для костной системы выросли на 37%, для желез внутренней секреции – на 61%. Но лидером по этому показателю оказались добавки для функций мочевыделительной системы – их продажи в упаковках выросли на 80%, а в финансовом выражении – на 129%. Эксперты отмечают, что это пример, когда объем продаж увеличился в основном за счет маркетинговой активности одного производителя, который в этот период активизировал продвижение и продажи единственного препарата. Поэтому категория не является показательной.
По словам директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, резкий рост по отдельным категориям БАДов может быть результатом перераспределения потребителей между каналами сбыта. После начала СВО из-за логистических сложностей поставки в Россию прекратил интернет-магазин iHerb. «Покупатели начали искать альтернативы на других маркетплейсах, и помимо этого был запущен процесс возвращения в аптеки, что также стимулировано продажи», – уточнил Беспалов.
По данным исследования группы компаний «Сириус», суммарный объем продаж БАДов на российском рынке e-comm за первое полугодие 2022 г. составил 9 млрд руб., что на 340% больше, чем за аналогичный период 2021 г. Лидером стал Wildberries с долей 71%, на втором месте – Ozon – с долей 24%. В топе самых покупаемых препаратов оказались производители марок GLS pharmaceuticals, «Эвалар», Lipromix, Solgar и Maxler.