Тенденции рынка БАД и витаминов в России: основные драйверы и нюансы развития.


Пандемия коронавируса и отмена запрета на продажу биодобавок в интернете стали драйверами роста рынка БАД в нашей стране. Россияне массово скупают витамины и другие препараты в надежде снизить обеспокоенность, похудеть и повысить сопротивляемость организма к инфекциям. Как известно, спрос рождает предложение. Производство БАДов превратилось в индустрию с многомиллиардным оборотом. В сети увеличилось количество продавцов, предлагающих товар с поистине чудотворным эффектом. В ходе Российского фармацевтического форума им. Н.А. Семашко в Санкт-Петербурге, эксперты выразили надежду, что правительство разработает механизм защиты потребителей от подделок, которые продают через интернет. 

Ажиотажный спрос на фармацевтическом рынке в марте распространился не только на лекарственные препараты, но и на БАД. Если до 24 февраля лидерами по потреблению среди БАДов были витаминно-минеральные комплексы, пищевые добавки для укрепления иммунитета и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, то сейчас в тренде антистрессовые препараты. 

По данным портала «Чек индекс», в первом квартале 2022 года объем продаж БАДов в денежном выражении в аптеках вырос на 48% относительно аналогичного периода 2021 года. Однако средний чек оказался на 17% ниже, чем в прошлом году, — 551 рубль. А спрос в онлайне в несколько раз выше, чем в офлайне. Поисковые запросы в Яндексе с января по март увеличились на 16% (44 940074 запросов) по сравнению с аналогичным периодом годом ранее (38 782 367 запросов). Объем продаж в интернете вырос на 105% в денежном выражении. По мнению главы Совета директоров «Эвалар» Натальи Прокопьевой, «клиенту за два года пандемии стало все равно где покупать: онлайн или офлайн, главное – цена».

0454.jpg

Сохранить ценовую и фактическую доступность товаров для потребителей главная задача для всей фармацевтической отрасли. Производители биодобавок в начале весны также столкнулись с логистическими проблемами и увеличением себестоимости продукции. «Если раньше логистика занимала 4-5 дней, то сейчас она растягивается до двух-трех недель в зависимости от ситуации. Это для нас стало настоящим испытанием, но дефектуры не по одной позиции у нас нет, потому что работаем с 3-4 месячным стоком», - пояснил генеральный директор Queisser Pharma Алексей Михайлов.

Дизайн без названия (8).jpg

Пока одни решают проблемы поставки ингредиентов, упаковки и готовых форм, занимаются поиском новых составов, форм и рецептур, проводят исследования и регистрируют свою продукцию, другие – делают клоны известных добавок и продают в интернете. На маркетплейсах и одностраничных сайтах можно встретить поистине волшебные баночки, например, противоопухолевые биодобавки.

«Проблема в том, что в январе 2021 года после отмены СанПин 2.3.2.1290-03, запрещающего дистанционную продажу биологически активных добавок, произошло расширение каналов сбыта продукции. Производители стали активно сотрудничать с маркетплейсами. Они являются лишь витриной и не несут никакой ответственности за то, что реализуют продавцы, которых найти практически невозможно», - объяснил исполнительный директор СРО «Союз БАД к пище» Александр Жестков.

0476.jpg

На различных интернет-площадках в категорию БАДов ставят продукцию, которая не проходила никаких испытаний, а была лишь задекларирована как пищевая добавка к пище. Но ведь БАД – это специализированный продукт, который требует прохождения обязательной оценки соответствия в форме государственной регистрации. Регистрация – это гарантия. «Мы имеем дело с продукцией, которая связана со здоровьем человека. «Она должна продаваться в аптечных организациях либо на специализированных аптечных маркетплейсах, —считает директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.Где есть штат провизоров и фармацевтов, работает входной контроль качества, соблюдаются требования по хранению и транспортировке. Только в аптеке покупатель может получить квалифицированную помощь и быть уверенным в качестве продукта»

0464.jpg

Эксперты опасаются, что с разрешением на дистанционную торговлю рецептурными лекарственными препаратами в сети появятся и новый вид добавок к пище, допустить которые на рынок нельзя. Для этого необходимо ввести строгие правила интернет-торговли БАДами. Сегодня отрасль ждет, что Государственная дума в ближайшее время рассмотрит и примет законопроект о внесудебном ограничении доступа к сайтам, которые нарушают правила торговли БАДами или продают незарегистрированные препараты.

Участники форума уверены, что несмотря на сложную экономическую ситуацию, рынок БАД будет развиваться и по итогам 2022 года преодолеет отметку в 100 млрд рублей.


27.05.2022 18:00:00