СРО Ассоциация независимых аптек о вопросе поправок в Налоговый кодекс (НК), разработанных Минфином РФ и принятых Госдумой 10 июля 2019 года в первом чтении.

      Сегодня в структуре российского аптечного рынка 40% всех аптечных учреждений остаются независимыми и относятся к разряду малого и среднего бизнеса. Именно эти аптечные организации работают в системе ЕНВД. Особенно велика доля таких аптек в регионах, в том числе в труднодоступных и отдалённых. Например, в республиках Северного Кавказа доля независимых аптек доходит до 74%, почти половина из них работает в системе ЕНВД.  Для выполнения своей социальной функции сегодня малый и средний аптечный бизнес в регионах нуждается в поддержке и защите.

 

       Проект ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ (в части реализации отдельных положений послания Президента РФ федеральному собранию РФ от 20 февраля 2019 года и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов), предусматривающий отмену применения ЕНВД и ПСН при осуществлении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке в мае 2019 года, получил отрицательное Заключение об оценке регулирующего воздействия от Министерства экономического развития Российской Федерации. Министерство предложило исключить положения, предусматривающие исключение применения ЕНВД и ПСН при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке.

 

      Участники розничного фармацевтического рынка также считают, что предлагаемые изменения в части в ЕНВД и ПСН для аптечных организаций с 01.01.2020 в связи с введением обязательной маркировки ЛП приведут к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям в части доступности лекарственных средств и лекарственного обеспечения населения в целом по стране.

 

      Среди продавцов маркированных товаров аптеки, выполняющие социальную функцию, попали в самое невыгодное положение. В настоящее время аптечная розница переживает непростые время. Падает покупательская способность населения и уменьшается маржинальность аптечного ритейла. Кроме того, переход на онлайн кассы уже повлек огромные расходы для аптечных организаций. За последние 2 года значительно увеличилась налоговая нагрузка на малый бизнес. Например, с 01.01.2019 отменена льгота 20% для аптек на ЕНВД в части отчислений страховых взносов, они возросли на 10%.  Фактически уже сейчас 25% аптечного бизнеса работает ниже нулевой отметки рентабельности.

 

      В регионах, где в системе ЕНВД и ПСН работает большая часть аптечных учреждений, данная система является одним из самых востребованных специальных налоговых режимов ввиду его простоты и доступности. Простота отчетности при ЕНВД позволяет руководителю аптечной организации самостоятельно вести бухгалтерию и налоговую отчетность, что снижает общие расходы аптеки, а значит, и цены лекарственных препаратов в аптеке.

 

      ЕНВД оканчивает свое действие к 2021 году. При этом остается патентная система налогообложения (ПСН), которая могла бы применяться самыми мелкими сетями или единичными аптеками, принадлежащими индивидуальным предпринимателям, но их лишают и этого. Одновременное введение маркировки и отмена ЕНВД и ПСН станет двойным стрессом для малого и среднего бизнеса, т.к. маркировка требует финансовых и человеческих затрат, а переход на ОСНО или УСН влечет за собой увеличение налогового бремени в несколько раз, требует перестройки бухучета в организации и увеличение затрат на ведение бухгалтерского и налогового учёта.

 

      При отмене специального налогового режима в виде ЕНВД деятельность большей части региональных аптек станет убыточной. Для компенсации расходов (в том числе фонда заработной платы) аптеки вынуждены будут увеличить торговую наценку на лекарственные препараты, не входящие в Перечень ЖНВЛП, а это 68% всего объема аптечного розничного рынка. Это приведет к повышению цен на лекарства, и как результат - к снижению их доступности. Особенно это скажется на лекарственном обеспечении регионов, в том числе отдалённых и труднодоступных.

 

      Часть аптек не справится с возросшей налоговой нагрузкой и уйдёт с рынка, что приведёт к сокращению рабочих мест, снижению конкуренции и снова к росту цен для потребителя.  По нашей оценке, данная инициатива представляет большие риски. При отмене ЕНВД и ПСН бюджет потеряет больше, чем при их сохранении.

      

      Чтобы сохранить снабжение лекарственными препаратами отдаленных регионов, труднодоступных населенных пунктов в сельской местности и в малых городах, необходимо поддержать малый и средний аптечный бизнес и пересмотреть отмену ЕНВД на ближайшие годы.