СОХРАНЯЯ АПТЕКУ, МЫ СОХРАНЯЕМ ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВ

1 (103 of 155) (00000003).jpg

Преснякова Виктория

Директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических ассоциаций

Сегодня аптеки оказались на грани выживания. Сокращение числа аптечных организаций мы наблюдаем уже не первый год. Только осенью 2021-го полторы тысячи из них прекратили свою деятельность. К сожалению, в большей мере данная тенденция затрагивает независимые аптеки: они либо закрываются, либо вынуждены входить в состав крупных аптечных сетей.

Труднее всего аптечным организациям, расположенным в небольших населенных пунктах (а не в райцентрах и областных центрах). Увы, сельские аптеки и аптечные пункты первыми не выдержали отмены единого налога — и первыми не смогли взаимодействовать с системой маркировки… Проблема здесь в ресурсах, так необходимых и фармации, и здравоохранению в целом. Как правило, на селе руководитель аптеки, ее владелец и провизор-первостольник, ведущий отпуск, — это один и тот же человек.

И раньше ему хватало 300-400 тыс. рублей оборота в месяц. А тут сложная экономическая ситуация, падение покупательского спроса и рост расходов по различным платежам (в том числе связанным с внедрением системы МДЛП). Долго ли можно проработать себе в убыток?

Еще одна серьезная проблема — кадровый вопрос. Специалисты, в особенности молодые, на вес золота. Остроту ситуации можно было бы сгладить, если бы хотя бы среднее фармацевтическое образование стало более доступным. В особенности для слушателей со средним медицинским образованием. Многие специалисты, имеющие диплом фельдшера или медицинской сестры, хотели бы приобрести знания и по фармации. Однако многих останавливает ситуация, когда на учебу нужно ехать в другой город или даже регион. Возможно, стоит задуматься о развитии дистанционных или заочных форматов, а также об открытии фармацевтических направлений в действующих медицинских колледжах.

Подготовка фармацевтов требует внимания еще и потому, что обучение в колледже не всегда дает необходимую квалификацию. Чтобы справиться с данной проблемой, необходимо выстроить более полное взаимодействие учебных заведений и аптеки. Такой обмен опытом поможет студентам лучше усвоить теоретические знания, — ведь теория и практика тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом у обучающихся будет больше возможностей в плане дальнейшего трудоустройства и понимания его перспективы.

Падение привлекательности профессии (и даже уважения к ней) — еще один тревожный звоночек. Среди покупателей-пациентов давно укоренилось мнение, что работник аптеки — всего-навсего продавец, и он не консультирует, а «навязывает абсолютно ненужные препараты». Но за плечами у фармацевтического специалиста — серьезное профессиональное образование… Вот только границы между фармацевтом со средним образованием и провизором с высшим образованием и ординатурой оказались стертыми.

Вот лишь часть причин, из-за которых аптекам и аптечным специалистам (в особенности в небольших населенных пунктах и сельской местности) сегодня как воздух нужны меры поддержки. Впрочем, верно ли говорить, что такие меры поддержат исключительно аптечную организацию и ее сотрудников? Сохраняя фармацию, мы сохраняем доступную лекарственную помощь для пациента.

Свой вклад в сложность положения аптечных организаций вносят и проблемы сегодняшнего дня. Это и сокращение спроса (в силу сложной экономической ситуации), и широко распространенное в настоящее время изменение в сотрудничестве с поставщиками. Многие дистрибуторы уже в марте перешли на предоплату или значительно сократили отсрочки платежей.

А результат оказался не тот, на который надеялись: у аптечной организации возникают трудности с оборотными средствами. Проще говоря, ей просто нечем оплатить поставку лекарств.

Однако трудно приходится всем: кассовый разрыв появился не только на аптечных предприятиях, но и у ряда оптовых организаций. Прогнозируется, что май и июнь будут очень нелегкими для фармации. Трудными, возможно, до такой степени, что некоторые аптеки вынуждены будут закрыться. Большие города могут этого и не заметить — на место ушедших организаций придут новые. А вот для малых населенных пунктов, включая небольшие райцентры, проблема рискует оказаться очень серьезной.

Когда из пяти аптек в одном многоэтажном доме осталось четыре — жители не пострадают. А вот если аптека закрылась в поселке и до ближайшего аптечного пункта — 120 километров по бездорожью, расклад получается совсем другой. Такой путь сможет преодолеть далеко не каждый — и в итоге многие просто-напросто останутся без лекарств. А ведь от лекарства зависит жизнь.

Конечно, сейчас многое изменилось. До начала марта все мы строили планы и делали прогнозы. Тогда в центре внимания были развитие онлайна и ужесточение конкуренции, восстановление сети рецептурно-производственных аптек и код ОКВЭД «деятельность в области здравоохранения», проблемы маркировки и особенности обучения фармацевтических специалистов. Все названные направления по-прежнему актуальны. Но сегодня на первом месте вопрос о доступности лекарства. Самое главное — обеспечить жителей нашей страны необходимыми препаратами. И желательно по приемлемой цене.

Задача кажется простой и очевидной, но именно в данной сфере есть целый ряд вопросов, которые требуют оперативных решений. Словом, нынешнюю ситуацию трудно назвать простой. Однако, несмотря ни на что, весь фармсектор работает в штатном режиме. И аптеки продолжают выполнять свою социально важную миссию. На благо пациента — и на благо всей страны.

Сегодня как никогда необходима поддержка регулятора и отсутствие чрезмерных ограничений (например, таких, как запрет экстемпорального изготовления лекарств, выпускаемых промышленностью). В данном направлении уже сделан ряд важных шагов — в особенности в сфере поддержки производства лекарств из перечня ЖНВЛП. Но многое еще предстоит.

Падение престижа фармацевтических профессий — проблема не столь малозначительная, как может показаться. А в ее решении есть масса дополнительных резервов для здравоохранения: фармацевты и провизоры способны принести ему огромную пользу. Но для этого фармация должна принадлежать сфере здравоохранения, а не сфере торговли. Так и было еще несколько десятилетий назад, и профессиональное сообщество давно просит регулятора вернуть аптечным организациям их первоначальный статус, обусловленный самой природой фармацевтической деятельности. Изменение кода ОКВЭДа поможет не только фармации как отрасли, но и пациенту как адресату фармацевтической помощи. Сегодня этот шаг особенно важен.

Профессиональная фармацевтическая консультация, санитарно-просветительская деятельность (или, говоря современными терминами, популяризация здорового образа жизни), работа с рецептами и правильное хранение лекарств — все это тесно взаимосвязано не с торговлей, а с медицинской помощью. И социальную миссию аптеки переоценить трудно.

Однако реальность такова, что небольшим аптечным предприятиям в сегодняшних условиях просто не выжить… Именно поэтому мы предлагаем ряд инициатив по поддержке независимых аптек и малых сетей, в особенности в сельской местности и в отдаленных районах. Именно поэтому два года назад мы создали Альянс фармацевтических ассоциаций, включивший в себя аптечные объединения от Сахалинской до Калининградской области. Хочется верить, что голос фармации все-таки будет услышан. И регулятор окажет аптечным организациям жизненно необходимую для них поддержку. А мы продолжаем выполнять свою работу — в любых сложных ситуациях.


02.06.2022 15:35:00