С 1 марта эксперты прогнозируют дефицит по ряду лекарств


Приход «Омикрона» пока не спровоцировал ажиотажного спроса на аптечную продукцию. По данным аналитиков, россияне сейчас не скупают массово противовирусные препараты и маски, как это случалось в начале пандемии. Данные первой половины января показали: самой большой популярностью в аптеках пользовались обезболивающие средства.

И все же аналитики считают, что ситуация может поменяться со дня на день. А в некоторых регионах дефицитные позиции по ряду лекарств уже появились. Менее доступными препараты сделает и новый порядок отпуска лекарственных средств в аптеках, который вступит в силу с 1 марта.

Аналитики рынка отмечают, что спрос на аптечную продукцию в течение всей зимы сохраняется равномерным. Традиционно продажи растут к концу рабочей недели, а вот в выходные дни идет падение. Если говорить о структуре продаж, то основное предпочтение покупатель сегодня отдает категории «снятие симптомов простуды», а в топы продаж на первое место среди всех брендов выбился известный российский противовирусный препарат — правда, с совершенно недоказанной эффективностью.

Как ни странно, продажи масок в аптеках значительно упали по сравнению с периодом годовой давности (в среднем на 30%). Эксперты рынка видят этому простое объяснение: маски стали доступными не только в аптеках, но и в магазинах и других точках. К тому же у нас их раздают бесплатно в огромном количестве мест: при входе в торговые центры, магазины и рестораны.

По продажам в январские праздники в топ-10 вырвались препараты с обезболивающим направлением. Это стало следствием высокой активности населения во время продолжительных праздников, которая потянула за собой повышение количества получаемых травм, считают эксперты.

Если сравнивать топы продаж аптечной продукции сегодня и пару лет назад, совершенно очевидно, что в список приоритетов россиян теперь вошли средства для разжижения крови. Сегодня два популярных антикоагулянта находятся на втором и третьем местах в рейтинге аптечных продаж, кроме того, в десятке «лидеров» есть антиагрегант, который тоже используют с кроверазжижающей целью. Причина в том, что многие узнали, что антикоагулянты используются в терапии лечения COVID-19, а потому российские пациенты в рамках стратегии «помоги себе сам» используют их для самолечения. Тем временем врачи называют эту тенденцию чрезвычайно опасной: препараты этой группы должны не только назначаться специалистами, но и приниматься исключительно под наблюдением врачей во избежание тяжелых побочных эффектов в виде кровотечений и инсультов, которые они могут вызвать при самостоятельном применении.

Несмотря на рост заболеваемости ОРВИ и COVID-19, мы пока не видим резких всплесков продаж в аптеках, — говорит директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. — Не было ажиотажа ни в конце декабря, ни в новогодние каникулы.

Люди чаще заходят в аптеку в будни, чем в выходные. По данным аналитиков одного маркетингового объединения, в которое входит 16 тысяч аптек, стабильно востребованы препараты для снятия симптомов простуды, боли и воспаления, противовирусные и иммуномодулирующие средства, несколько увеличился спрос на экспресс-тесты на коронавирус. Маски упали по сравнению с прошлым годом и по цене, и по спросу. Это связано с доступностью средств защиты в общественных местах и повсеместной их продажей. Тем не менее мы фиксируем небольшой рост в этом сегменте. Несмотря на то что в СМИ пишут о росте продаж, аналитические данные не показывают этого.

И все же руководители некоторых аптек отмечают, что дефицит ряда препаратов в ближайшие дни возможен. Так, по данным директора одной из аптечных сетей, трафик в аптеках и выручки серьезно выросли за последнюю неделю: «В субботу я как раз оценивала дефектуру и товар с низкими остатками. Дефицит по части позиций есть, но пока не в большом количестве. Я думаю, что ситуация с дефицитным товаром может усиливаться».

Тем временем участник СРО «Ассоциация независимых аптек» Анна Мовсесян сообщает, что в Геленджике уже ощущается острый дефицит ряда средств. Пропал использующийся в терапии сахарного диабета препарат, исчез ряд антибиотиков. В дефиците снова оказались гормональные средства (тот самый преднизолон, который уже пропадал из всех аптек два года назад), а также некоторые лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. «Словом, в начале года картина не очень», — говорит Анна Мовсесян.

Есть еще одна неприятная новость: с 1 марта в стране вступает в силу новый порядок реализации аптечной продукции, согласно которому упаковку того или иного лекарства нельзя будет продавать по частям, как можно сейчас. Эта мера помогала существенно экономить на препаратах — то есть покупать столько таблеток, сколько нужно на курс, а не столько, сколько есть в упаковке.

Об этой норме мало кто знал, и тем не менее она существовала и еще будет существовать до 1 марта. Те же, кто об это знал, активно пользовались такой возможностью. Но эту норму решено отменить в связи с требованием продавать в стране лишь маркированные препараты. При этом маркировка наносится лишь на внешнюю упаковку препарата, а на каждую пластиночку или брикет — нет.

Выражаясь языком чиновников, «абсолютное большинство первичных упаковок препаратов не имеет средств идентификации, в связи с чем деление вторичной потребительской упаковки лекарственного препарата не представляется возможным». Ну а на практике это приведет к тому, что многим пациентам придется либо переходить на дешевые аналоги лекарственных средств, либо вообще отказываться от лечения, к сожалению, такова тенденция последних лет — экономят на лекарствах люди гораздо охотнее, чем, например, на гаджетах.

03.02.2022 10:54:00