Рубль отразился в чеке


Обоснованная разница в стоимости двух упаковок одного препарата может стать причиной пристального внимания контролирующих органов. Такой прецедент недавно произошел в Санкт-Петербурге. Число жалоб по причине различия в стоимости упаковок увеличилось, признают аптеки. Чтобы их избежать, бизнес готов работать в убыток.

Разница в два рубля между двумя упаковками лидокаина обернулась для предпринимателя в Санкт-Петербурге разбирательствами с Роспотребнадзором. Покупательница приобрела в аптеке две упаковки препарата: одна стоила 124 руб., а вторая — 126 руб. Из-за этого она обратилась с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.

Предприниматель объяснил, что лидокаин входит в Перечень ЖНВЛП и его стоимость регулируется государством. «Аптечная организация, следуя нормативно установленному алгоритму, рассчитывает цену ЖНВЛП, строго отталкиваясь от цены производителя с учетом оптовой и розничной надбавки, установленных в субъекте РФ, с заполнением протокола согласования цен (копии документов в приложении)», — сказано в ответе на обращение регионального Роспотребнадзора (есть у «ФВ»).

Владелец аптеки отметил, что реализация лекарственных препаратов четко отслеживается в системе маркировки (в том числе и цена). «Таким образом, в различии цен на препарат лидокаин из разных партий и разных поставок нет никакого нарушения, они могут отличаться по цене», — резюмировал он.

Потребитель при покупке товара не воспользовалась своим правом на предоставление информации о товаре, отметил предприниматель в письме контролирующему органу. Однако после покупки сотрудником аптеки были даны все необходимые пояснения, утверждает он.

Первостольнику было вынесено устное предупреждение, а в прикассовой зоне для покупателей размещено объявление о необходимости уточнения цены на лекарственные препараты рецептурного отпуска.

ПОЧЕМУ ЖАЛОБ СТАЛО БОЛЬШЕ

В марте, наблюдая дефектуру и рост цен на препараты, аптеки поспешили сделать запасы. «Но на фоне снижения курса доллара это сыграло злую шутку со всей товаропроводящей цепочкой. Сегодня мы столкнулись с тем, что в аптеках накопилось множество лекарств по разным ценам.     Например, в аптеке лежит товар с закупочной ценой в 170 руб., и приходит новый, идентичный, но уже по цене 120 руб.», — говорит директор СРО Ассоциация независимых аптек Виктория Преснякова. Эта ситуация — постоянная спутница работы любой аптечной сети, признает руководитель пресс-службы «Губернских аптек» Анатолий Патюков. «Еще до пандемии в практике аптечных сетей была масса случаев, когда покупатель, приходя в разные аптеки (или в одну и ту же аптеку) одной и той же сети, видел один и тот же препарат по разным ценам. Объяснение, что это разные партии препарата, поступившие от разных поставщиков и по разным оптовым ценам, его никак не удовлетворяло. В итоге к разбирательству привлекали прокуратуру, ФАС или территориальные органы Росздравнадзора», — рассказывает он.

Во время пандемии и последних событий, когда фармрынок старался обезопасить себя от дефектурных рисков, люди просто стали чаще обращать внимание на изменение цен, считает Патюков. «Здесь четче стали вырисовываться контуры такого явления, которое наши юристы называют «потребительский экстремизм», — говорит он, добавляя, что контролирующие органы всегда удовлетворяли объяснения ситуации со стороны «Губернских аптек». Ценовые отклонения по большей части зависят от системы ценообразования, применяемой в конкретной аптеке, полагает владелец сети «Аптечные традиции» Дмитрий Руцкой. «Часть аптек имеет программный алгоритм усреднения цен (с переоценкой или фиксацией), часть — нет», — объясняет он. Помимо государственного регулирования при ценообразовании (например, фиксирование цены) сеть опирается на политику конкурентов, добавил Руцкой.

Анастасия Филиппова, председатель межрегиональной Ассоциации развития фармацевтической отрасли «Аптечное дело»: «По сегменту ЖНВЛП контролирующие органы устраивали объяснения с указанием закупочных цен. По другим группам товаров наценка ниже 40%, как правило, не вызывает претензий ФАС» 

КАК АПТЕКИ ИЗБЕГАЮТ ЖАЛОБ

Из-за скачков цен в последние месяцы аптеки не всегда отвечают заявленному формату. «Если аптека-дискаунтер «загрузилась» в марте — начале апреля сразу на полгода вперед, конечные цены у нее, даже с минимальными наценками, могут быть на уровне премиальных аптек», — рассказывает директор рязанской сети «Фарма» Александр Миронов.

Эта ситуация приводит к нарушению структуры продаж. «Ходовые позиции лежат на полках с минимальной наценкой из-за того, что они вне текущей рыночной цены», — говорит Миронов.

      По его мнению, всем сетям необходимо предпринять ряд мер для корректировки ситуации, если они не хотят потерять доверие покупателей и продажи.

«Мы делаем отчет по остаткам в аптеке, потом сравниваем закупочные цены каждой партии с текущей закупочной ценой из прайс-листов поставщиков, — рассказывает руководитель сети. — Если видим превышение на 10—15% и больше, то выводим список позиций, точечно анализируем и корректируем розничные цены, зачастую в минус». Директор сети «Здоровье» (Великий Новгород) Ольга Хруцкая рассказывает, что аптеки стараются отпустить сначала упаковки новой партии с одинаковой ценой, а последнюю упаковку предыдущей партии продать потом. «Но у многих предпринимателей программное обеспечение не позволяет этого делать», — добавляет она.

Чтобы избежать жалоб, первостольники должны информировать покупателя о разнице в цене перед покупкой. На это указывают руководители региональных фармассоциаций. «Нужно проводить работу с коллективом и объяснять: если в один чек «встают» две упаковки препарата по разной цене, необходимо заранее предупредить покупателя, дать ему возможность выбора», — говорит президент «Фармацевтического содружества» Наталья Назаренко.

 


29.06.2022 14:33:00