Россияне стали ходить в аптеки, минуя врача


Еще одна тенденция: взрывной рост продаж лекарств через Интернет

Лекарства остаются одной из самых важных статей расходов россиян: по данным исследовательской компании Ipson, 74% соотечественников покупали их в последние три месяца, а каждый третий приобретает таблетки и пилюли 1–2 раза в месяц. При этом рост цен стал основной проблемой, о которой говорят наши граждане в последнее время: его отмечают более 80% опрошенных. Об этом эксперты рассказали в ходе XV конференции «Зеленый крест», где обсуждались перспективы развития фармотрасли.

 Основная проблема, с которой сегодня сталкивается население России, как отмечает эксперт исследовательского центра Ipson Надежда Алексеева, — рост цен, который в последние 4 года отмечают 80% соотечественников: «Да, в 2022 году были вспышки дефицита препаратов, и эта проблема выходила на первое место; кроме того, было время, людей больше всего волновали нестабильность, снижение зарплат — но сегодня проблема роста цен перевесила все».

Кроме того, как отмечает Алексеева, несколько лет назад в России существенно повысился уровень тревожности, и этот тренд никуда не ушел: «70% респондентов говорят, что мы живем в тревожное время. А этой весной мы зафиксировали гигантский рост продаж антидепрессантов, рекордный за последние 5 лет».

Еще одна тенденция: к врачу за лекарственными назначениями обращается все меньше людей (за последний год врача посещали около половины опрошенных): чаще всего люди идут «лечиться» сразу в аптеку. Как рассказала «МК» фармацевт из Белгорода, пожелавшая остаться неизвестной, это связано в том числе и с некомпетентностью некоторых врачей: «Недавно к нам в аптеку обратилась мама с направлением от доктора, где было буквально написано: «что-нибудь ребенку от цистита». То есть мы в аптеке сами должны решать, какой препарат следует отпустить для ребенка с таким сложным диагнозом, даже не зная его возраста, лекарственных взаимодействий, сопутствующих болезней. Если бы с врачом на приеме сидел фармацевт, было бы значительно проще».

Если говорить о тех, кто все же дошел до компетентного врача, то в целом доверять рекомендациям человека в белом халате люди стали чаще: около 60% следуют его рекомендациям. Из хорошего следует отметить то, что советоваться с Интернетом россияне стали чуть реже.

...Эксперты фиксируют взрывной рост продаж через онлайн-каналы: уже 22% россиян покупают товары дистанционно раз в неделю и чаще; все охотнее в такие покупки вовлекается старшее поколение. Отмечается тренд на сокращение покупок впрок: люди покупают почаще, но поменьше. Именно лекарства через онлайн-бронирование сегодня покупает около трети населения. И все же каждый второй россиянин принципиально покупает лекарственные средства только в рознице. 74% аптек поддерживают возможность онлайн-заказов, а 26% всех продаж аптек совершаются с онлайн-бронированием. Доставка лекарственных заказов пока не так популярна: сегодня их не более 12% от всех покупок. Кроме того, около 70% покупателей имеют мобильные приложения продавцов, а мобильные приложения аптечных сетей и интернет-аптек есть у 63% россиян. 51% состоит в программах лояльности аптек, а 3% — в программах лояльности производителей.

По данным директора исследовательской компании Alpha Research and Marketing Анны Ермолаевой, сегодня на 10 тысяч населения приходится 5,4 аптечные точки (в Краснодарском крае их 7,6, а Москва и Петербург представлены показателями 3,8 и 4,4. Это довольно неплохой показатель, но представители аптечной отрасли отмечают проблемы выживания аптек в регионах. «Не все малые и средние аптеки выдержат новые налоговые изменения, которые будут введены в ближайшее время. А сегодня именно они обеспечивают лекарствами людей в удаленных и труднодоступных регионах, а также на приграничных территориях — федеральные сети в такие места не идут, — рассказывает директор СРО «Ассоциация независимых аптек» и глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. — Думаю, через некоторое время количество аптечных точек в стране начнет сокращаться. Небольшие аптечные сети будут вымирать из-за повышенного налогообложения».

В смещении интересов потребителей в сторону онлайн-покупки препаратов через маркетплейсы эксперты видят очевидные риски. «Мы ждем, когда маркетплейсы начнут нести ответственность за то, что продают. А сегодня они продают даже сильнодействующие и наркотические вещества, не говоря уже о фальсификате — там можно найти все что угодно», — продолжает Преснякова.

Особое внимание аналитики уделили проблеме лекарственной доступности на приграничных территориях — в Белгороде, Курске, Брянске. Как рассказывает директор одной из региональных аптечных сетей Дмитрий Дубовой, сегодня в этих регионах некоторые города закрыты, и дистрибьюторы туда не едут: «Это проблема, хоть и не такая колоссальная в масштабах страны». Сами представители аптек приграничных регионов отмечают, что многие не хотят закрывать там точки, несмотря на очевидные риски.


20.09.2024 11:00:00