Россиянам посоветовали приготовиться к росту цен на лекарства
Когда ждать подорожания
В этом году лекарственный рынок немного пришел в себя, и цены на лекарства хоть и выросли, но ниже темпов общей инфляции в стране. Прогнозы на год будущий чуть менее оптимистичны: производители фармсубстанций из Китая уже анонсировали их 30-процентное удорожание, и на ценах на препараты это не может не сказаться. Эксперты фармрынка подвели итоги уходящего года и поделились опасениями на будущее.
По словам директора Ассоциации независимых аптек, главы Альянса фармацевтических ассоциаций Виктории Пресняковой, если первый год пандемии создал серьезную нестабильность на аптечном рынке, то в 2021 году все стало постепенно приходить в норму. «И хотя ковид остается главным драйвером и сегодня, уходящий год оказался гораздо спокойнее предыдущего», — говорит Преснякова.
Более того: цены на лекарства практически не росли — по данным директора отдела стратегических исследований аналитического агентства DSM Group Юлии Нечаевой, до октября рост держался на уровне 0% по отношению к декабрю 2020 года и лишь после достиг 2%. Причин у столь уникальной тенденции несколько. Прежде всего роль сыграло то, что препараты, использующиеся в схемах лечения COVID-19, массово ушли в госзаказы и стали предоставляться пациентам бесплатно. И если в 2020 году они давали основной рост рынка (за их счет он вырос наполовину), то в 2021 году на арену вновь вышли популярные препараты для лечения хронических заболеваний, из-за чего рост рынка не превысил 3%. Еще одна важная причина — начала активно развиваться онлайн-торговля безрецептурными препаратами, к которой, помимо аптечных сетей, присоединились и маркетплейсы, а также автозаправки, банки и пр., что, по мнению аналитиков, создало здоровую конкуренцию на рынке и увеличило доступность лекарств.
Виктория Преснякова отмечает, что сегодня мы становимся свидетелями зарождения нового рынка: покупателям стало удобнее и дешевле заказывать препараты онлайн. Онлайн-продажи лекарств за год выросли на 60%, однако пока еще их доля на рынке продажи препаратов не достигла и 10%. Правда, многие проблемы до сих пор не решены. Например, никто не может гарантировать, что препараты, реализуемые не через аптеки, а через маркетплейсы, правильно хранились или транспортировались. «Ответственность за хранение и транспортировку по закону по-прежнему возложена только на аптеки, а маркетплейсы такой ответственности не несут, и никакого механизма проверки качества тоже нет», — говорит Виктория Преснякова.
Еще одна нерешенная проблема — стремительное закрытие аптек в малонаселенных пунктах страны. По данным Юлии Нечаевой, только в этом году закрылось около 1,5 тысячи аптек, в основном в труднодоступных районах. Восполнять эти потери на местах никто не хочет: аптеки в малонаселенных городах и весях совершенно нерентабельны. «Если они начинают повышать цены ради выживания, люди голосуют рублем и едут за лекарствами в ближайший райцентр, — говорит ведущий экономист-эксперт на российском фармацевтическом рынке Павел Лисовский. — Проблема есть, но решения пока нет. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект об организации передвижных аптечных пунктов, мы надеемся на поддержку государства в этом вопросе».
Однако пока этой поддержки нет. Более того — появляются новые предпосылки для закрытия аптечных организаций. Например, новые санитарные требования Роспотребнадзора говорят о том, что загрузка-выгрузка товаров в аптеках должна осуществляться лишь... со стороны автомобильных дорог. При этом не ко всем аптечным организациям, расположенным в жилых домах, есть возможность подъехать со стороны автодороги, а во многих местах остановка машин на проезжей части запрещена. В ряде регионов от аптек уже требуют документально оформленные гарантии об использовании второго аптечного входа со стороны двора только в случае экстренной эвакуации людей.
...В прошлом году из доступа стали пропадать многие импортные и отечественные препараты, включая те, что входят в список жизненно важных и необходимых (ЖНВЛП). Сегодня препараты списка составляют половину ассортимента аптек в количественном и 40% — в стоимостном соотношении. Причиной стало во многом неграмотное регулирование цен на препараты ЖНВЛП — многие производители оказались в ситуации, когда вынуждены были продавать лекарства по ценам ниже себестоимости, поэтому предпочли просто уйти с рынка. В итоге люди не могли купить даже те препараты, замены которым не было. Сейчас, отмечают эксперты, все относительно устаканилось: рынок заполонили более дешевые дженерики (копии) ушедших лекарств. Увы, ряд из них отличается и более низким качеством, но все же это лучше, чем вообще ничего. «Было несколько ниш, где для ушедших препаратов не было аналогов, но мы справились», — говорит Преснякова. Однако, увы, в будущем ситуация может накалиться. По словам Павла Лисовского, китайцы (основные производители фармсубстанций, из которых делают лекарства для всего мира) уже анонсировали грядущий 30%-ный рост на свою продукцию. «Это приведет к тому, что производители будут вынуждены либо существенно повышать цены, что не выгодно практически никому, либо изыскивать возможности покупать более дешевое, но менее качественное сырье, либо вовсе уйти с рынка», — считает Лисовский. К повышению цен, по мнению экспертов, может привести и принятие весьма неоднозначного закона о регулировании аптечных сетей, который вынесен на рассмотрение Госдумы.
Если говорить о прогнозе на будущий год, то с марта 2022 года вступает в силу запрет на продажу лекарств поштучно — отдельными блистерами или ампулами. Лисовский считает, что это приучит покупателя планировать покупки. Но некоторых, увы, заставит и отказаться от приобретения лекарств вообще.
«Мы надеемся на стабилизацию ситуации, но большого роста цен не предвидим, если только не будут приняты неправильные инициативы. Кроме того, нас ждет полная трансформация аптечного ритейла — классическая аптека никуда не уйдет, но однозначно станет другой», — говорит Преснякова.
Но Павел Лисовский все же советует быть готовыми к росту цен: по его словам, многие производители уже запланировали повышение в связи с ростом цен на субстанции.