«Работа с перечнем ЖНВЛП в аптеке сегодня – это большая проблема»


Работа с перечнем ЖНВЛП в аптеке сегодня – это большая проблема. Первый перечень ЖНВЛП был довольно небольшим. На сегодняшний день он состоит уже из более чем 700 наименований. А если учесть, что у многих наименований включено и по нескольку форм лекарственных препаратов, то это более половины всех лекарственных препаратов в аптеке.

На портале “МЕДАРГО” был размещен материал о невозможности добиться отмены штрафа столичной аптекой «Здоровье», который наложил на нее Департамент здравоохранения Москвы за превышение наценки на «Арепливир». Заместитель директора по юридическим вопросам СРО Ассоциации независимых аптек Светлана Воскобойник прокомментировала сложившуюся ситуацию.

Несмотря на то, что существуют нормы по формированию перечня, по установлению оптовых и розничных надбавок в регионах, по расчету цены для всех звеньев товаропроводящей цепи, есть и очевидные пробелы. В частности, не установлен единый подход для переоценки лекарств оптовыми и аптечными организациями. До обязательной перерегистрации производителями предельной отпускной цены 2019-2020 г. ФАС давала разъяснения о том, что оптовым организациям можно продавать аптекам препараты с учетом старой зарегистрированной цены, а уже аптека, реализующая препарат конечному потребителю, должна его переоценить с учетом новой зарегистрированной цены. А если учесть, что перерегистрация цены производителем в основном происходит в сторону уменьшения, то аптека всегда, покупая по большей цене у оптовика, переоценивала препараты себе в убыток.

В ситуации с препаратами, которые впервые попадают в перечень ЖНВЛП, тоже в большей степени страдают аптеки. Не налажена система уведомления участников оборота ЖНВЛП о дне включения тех или иных препаратов в перечень ЖНВЛП. У аптечной организации, в отличии от оптовой, нет возможности выделить отдельного сотрудника для постоянного отслеживания новых позиций перечня. Кроме того, нет практики контроля оптовых организаций на предмет проверки правильности формирования цены. А аптеки проверяются и штрафуются с завидной регулярностью.

При наложении административного взыскания на аптечную организации контролирующими органами не учитывается ни отсутствие умысла (расчет большого объема цен происходит в автоматическом режиме), ни соразмерность наказания. Нет четких критериев в каких случаях следует привлекать должностное лицо, в каких – юридическое. А, как правило, привлекают и должностное, и юридическое.

Пример: в аптечной организации в день регистрации цены производителем была осуществлена единичная продажа лекарственного препарата «Арепливир» (1 упаковка) с учетом цены продажи оптовой организации до включения данного препарата в перечень ЖНВЛП. Излишне полученная выручка от продажи препарата вследствие неправомерного завышения цены составила 6880 рублей. За данное правонарушение на сотрудника аптечной организации был наложен штраф в размере 250 000 руб. по ч.4 ст. 14.4.2 КоАП РФ. А если бы привлекли юридическое лицо, то сумма штрафа составила бы 13760 руб., как «двукратный размер излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен».

Очень много штрафов выписывается аптекам за нарушение оформления протоколов согласования цен. Действующие нормы содержат только форму протокола, а также допускают возможность формирования протокола в электронном виде с использованием УКЭП сторон (Постановление Правительства РФ N 865). Нормами никак не учитывается практическая составляющая. Пришедший от поставщика протокол согласования цены на ЖНВЛП не позволяет аптеке заполнить колонки, касающиеся розничного звена. И здесь открывается большой простор для проверяющих для выдвижения своих требований по дальнейшему оформлению процесса. Наложение штрафа осуществляется по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ (на юридическое лицо – 100 тыс.руб.). Причем от количества неправильно оформленных протоколов, как вы понимаете, штраф не зависит.

Все эти правонарушения по неправильному расчету цены и ненадлежащему оформлению протоколов на ЖНВЛП не представляют опасности для жизни и здоровья людей, не приводят к попадаю в гражданский оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных лекарств, завышенные аптеками цены на ЖНВЛП проходят по всем бухгалтерским и налоговым документам…

Хотелось бы, что контролирующие органы в отношении подобных правонарушений использовали все-таки профилактические меры, а наказание применяли только в исключительных случаях.

29.07.2021 13:00:00