Профессионализм и эмпатия: роль женщины в повышении доверия к российским лекарствам


Российская фармацевтическая отрасль активно развивается, а благодаря строгому контролю на рынок поступают только проверенные и эффективные лекарственные средства, соответствующие международным стандартам. Тем не менее опросы показывают, что потребители и врачи недостаточно осведомлены о качестве отечественной продукции и зачастую безосновательно сомневаются в их эффективности. Проект Совета Евразийского женского форума «Женщины в Фарме» при поддержке группы компаний «Брайт Вэй» организовал дискуссионную сессию «Доверие к российской фарминдустрии: роль женщин в построении диалога» на форуме БИОТЕХМЕД-2023. Информационным партнером выступил портал Фарммедпром.

В приветственном слове со-модератор сессии Людмила Щербакова, президент ГК «Брайт Вэй», отметила, что встреча проходит в рамках проекта ЕЖФ «Женщины в фарме», поэтому важным вектором дискуссии станет вопрос репрезентации женщин в сфере фармацевтики и их роли в популяризации отечественной продукции. Спикер рассказала, что к проекту присоединяется все больше женщин из разных областей отрасли. Хотя многие из них занимают руководящие позиции, в информационном поле про них говорят мало. Важно повышать общую осведомленность об успехах и достижениях представительниц фармотрасли, в частности, за счет диалога на таких крупных площадках, как БИОТЕХМЕД. Сегодня женщины успешно реализуют себя в различных направлениях фармацевтики, будь то государственное управление, производство, наука или лабораторные исследования. Отвечая за свое собственное здоровье и здоровье близких людей, именно женщины способны сыграть ключевую роль в вопросе повышения доверия к российским лекарственным препаратам, уверена Екатерина Приезжева, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации. Вместе с тем важно инициировать государственные меры поддержки, способствующие продвижению отечественной фармпродукции. Минпромторг России реализует такие мероприятия по организации продуктивного диалога между врачами и производителями в рамках рабочих групп с главными внештатными специалистами, а также осуществляет информирование широкой общественности за счет просветительских проектов, среди примеров – информационный проект «ФармЛикбез».

0011_dsc_0132-1024x683.jpg

Необходимость диалога между профессионалами различных направлений, в частности, между научными организациями и производителями поддержала Валентина Косенко, генеральный директор ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России. По мнению спикера, совместная работа различных организаций усиливает сотрудничество, взаимопонимание между медицинскими и исследовательскими центрами и, как следствие, повышает доверие к лекарственным средствам. Для формирования доверия на всех этапах реализации лекарств важно получать обратную связь и от самих пациентов, в этом помогает одно из направлений деятельности Росздравнадзора – фармаконадзор. Как отметила Алла Самойлова, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, по статистике, 90% пациентских обращений о нежелательных реакциях в систему фармаконадзора поступает от женщин. Это связано с тем, что именно они выступают главными покупателями фармпродукции для домашних хозяйств. Аптеки являются тем звеном, которое представляет отечественные препараты потребителям. При выборе лекарств покупатели склонны ориентироваться на мнение первостольников (сотрудников аптек, непосредственно осуществляющих продажу лекарств), поэтому важно проводить работу со специалистами аптечных организаций, демонстрируя им, что происходит в фармотрасли, как выглядят и работают отечественные производства. Виктория Преснякова, директор Ассоциации независимых аптек, выразила готовность к активному взаимодействию для выстраивания взаимосвязи между провизорами и врачами, а также провизорами и производителями. Такие методы будут способствовать повышению осведомленности и росту доверия среди фармацевтов. Участники дискуссии поддержали важность социального и врачебного информирования. Одним из таких способов может стать популяризация фармпредприятий через проведение экскурсий на производство. По данным исследования, проведенного порталом «ФармМедПром» в 2022 году, около 79% медиков никогда не были на фармацевтических заводах и не знают как они устроены, что сказывается на уровне доверия. При невозможности очных посещений альтернативой может стать съемка фильмов и видео, отражающих этапы производственного процесса. Спикеры уточнили, что при реализации всех предлагаемых мер очень важно ориентироваться на молодежь, вовлекать ее в процесс информирования. Заметный прорыв в качестве российской медицинской продукции отметила Валентина Саркисова, президент Ассоциации медицинских сестер России. Использование современных отечественных изделий в лечебных учреждениях, проверка их качества непосредственно в медицинской практике также ведет к повышению доверия среди медицинского персонала. Работа по выстраиванию доверия к отечественной продукции является важным аспектом не только для фармотрасли, но и для российской экономики в целом, поэтому данный вопрос не может быть отделен от целей и задач стратегии «Фарма-2030» и должен быть зафиксирован в качестве отдельного трека, отметила Марина Рыкова, директор по стратегическому маркетингу ГЕРОФАРМ. По мнению спикера, социальные проекты и инициативы – еще один формат для повышения доверия, и закономерно, что среди организаторов такой социальной работы превалируют женщины. В завершение обсуждения со-модератор сессии Ольга Собченко, главный редактор информационного портала «ФармМедПром», резюмировала, что максимальная открытость регулятора и производителей, развитие формата экскурсий и демонстрации производств, работа с врачами и студентами, внимание к профессиональной молодежи – вот те меры, которые способствуют повышению доверия и должны быть реализованы на практике.


01.11.2023 11:02:00