Объединение помогает фармацевтической рознице отстаивать свои интересы


Пандемия коронавируса – стала первым в новейшей мировой истории кризисом в основе которого лежит здоровье человека. Еще никогда в эпоху современного экономического роста, т.е. за последние 300 лет, глобальный экономический кризис не был спровоцирован медицинскими проблемам и не касался напрямую жизни человека. Казалось бы, для фармацевтического розницы все должно складываться как нельзя лучше, но по факту досталось и ей. Сегодня аптечный бизнес находится на грани рентабельности, аптекам приходится объединяться и трансформироваться, чтобы выжить. Об этом и многом другом поделились в эфире программы «ФармаЛогия» на радио «Медиаметрикс» представители самого масштабного отраслевого объединения Альянс фармацевтических Ассоциаций директор СРО Ассоциация независимых аптек и глава Альянса Виктория Преснякова поясняет президент Самарской областной фармацевтической ассоциации Елена Гладкова.

Российская фарма объединяется в Альянс

Идея межрегионального Альянса фармацевтических ассоциаций появилась давно, но от слов к делу перешли в первую волну COVID-19. Тогда стало ясно – аптека, особенно в удаленных регионах и труднодоступных районах, одно из самых социально важных звеньев, которому тяжело и сложно в сложившейся ситуации.

Инициатором объединения выступили СРО Ассоциация независимых аптек, «Фармацевтическое содружество» и «Новгородская профессиональная ассоциация фармацевтических работников». Сегодня, кроме названных, Альянс включает самые крупные региональные фармацевтические объединения от Сахалина до Калининграда: «Фармацевтическая Ассоциация Республики Саха (Якутия)», Ассоциация развития фармацевтической отрасли Республики Хакасии «Аптечное дело», Самарская областная фармацевтическая ассоциация, Ассоциация Государственных аптечных сетей и другие.

IMG-20220117-WA0008.jpg


«Главная цель, чтобы наше мнение, наша позиция была услышана государством. Могу точно сказать, что мы перешли некий Рубикон. К нам обращаются уже и регуляторы, и ведомства, в том числе и представители Госдуму, они ценят наше мнение. Альянс зазвучал и пользуется уважением, потому что только наши специалисты могут дать профессиональную оценку и предоставить актуальные данные по тому или иному вопросу оперативно и квалифицировано. Представители Альянса входят в различные экспертные советы и рабочие группы, будем наращивать обороты и нашу работу продолжать», - поделилась Виктория Преснякова.


Представители Альянса знают все о малом и среднем бизнесе в регионах: чем дышит и с каким вызовами сталкивается. На площадках разного уровня они постоянно поднимают эти острые вопросы. В центре внимания ¬- маркировка, смена налогового режима, изменение региональных предельных оптовых и розничных надбавок на ЖНВЛП, острый дефицит кадров, дистанционная торговля лекарственными препаратами и многие другие.

За последнее время на рынке появились новые игроки, которые отпускают препараты онлайн, только за качество препаратов не несут никакой ответственности. Они не отвечают не за хранение, не за доставку -вообще не за что. А это большая угроза жизни и здоровья граждан.

«Никак не приймет наше государство, что любая аптечная организация – это участник системы здравоохранения, и аптеки единственные, кто занимается и должен заниматься лекарственным обеспечением населения и другого пути нет», - обратила внимание собеседников глава Альянса. - Наши регуляторы и надзорные органы проверяют аптеки, а вот как проверить маркетплейсы никто не знает: нет никаких разъяснений и методики. Получаются контролируют и проверяют тех, кто и так соблюдает все нормы закона и несет ответственность в полном объеме».

Аптеки закрываются

Сегодня одиночные региональные аптеки страдают больше всего. По данным DSM Group в России было закрыто около двух тысяч аптек, из них только 320 розничных точек в Самарской области.  Основная часть закрывшихся аптек приходится именно на отдаленные и труднодоступные районы. Сельские аптеки и деревенские аптечные пункты первыми не справились с маркировкой и не выдержали перехода с ЕНВД на УСН.

IMG-20220117-WA0009.jpg

«Если раньше в аптеке на селе собственник, руководитель, провизор, первостольник – один и тот же человек. И ему хватало 300-400 тысяч оборота в месяц. У них отчетность велась без компьютера. А тут цифровизация, да снижение покупательской способности, активности, проходимости и потребности в препаратах, расходы растут, зачем работать себе в убыток», - поясняет президент Самарской областной фармацевтической ассоциации Елена Гладкова.



Эксперты предлагают государству пересмотреть политику в отношении аптек и ввести категории, льготы и преференции. Они очень нужны малому бизнесу в регионах, как и местному населению нужны лекарства, чтобы жить.

Еще одна из больших проблем для аптек – кадровый дефицит. С каждым годом собственники аптечных сетей наблюдают миграцию сотрудников из одной сети в другую, а молодые специалисты на вес золота. После получения диплома – работать по профессии многие не желают. Возможно, кадровую проблему можно было бы снизить, если бы в ВУЗах разрешили дистанционное обучение фармацевтическим специальностям на базе среднего медицинского образования. Очень много специалистов хотели бы получить дополнительно и фармацевтическое образование. Однако в силу трудной доступности учебных заведений, когда на учебу необходимо ехать в другой город или даже область, они не решаются на столь серьезные перемены. А ведь люди очень мотивированы – и действительно хотят заниматься фармацией. После изменений в законодательстве даже на приемку товаров для красоты аптечная организация не может взять на работу человека без квалификации фармацевта или провизора.

Беспокоит и уровень подготовки специалистов в фармацевтических колледжах. Сегодня он, к сожалению, не всегда достаточен. Во многих случаях стоит сделать более интенсивным взаимодействие учебных заведений с аптечными организациями – такой обмен опытом очень поможет среднему фармацевтическому образованию и даст студентам больше возможностей для практики.

Тревожит и падение престижа профессии. Во-первых, потребители воспринимают сотрудника аптеки как продавца, который не консультирует, а «впаривает» лекарства. А за плечами у аптекарей серьезное профессиональное образование. Вот только рамки между фармацевтом, человеком со средним специальным образованием, и провизором, специалистом с высшим образованием и ординатурой, стерты. И очень сложно объяснить школьникам зачем и ради чего нужно учиться 6 лет. Сегодняшняя ситуация на рынке вызывает много вопросов, ощущается дискриминация профессии, потому что 30 лет назад это была высоко этичная профессия. Люди знали, что справится с недугом им точно помогут в аптеке. И об этом участники Альянса много лет говорят на всех площадках, вот только государство не слышит.

Все новое – хорошо забытое старое

Если отмотать информационные ленты на несколько лет назад, то можно найти материалы, как СРО Ассоциация независимых аптек и другие участники Альянса отстаивали сохранение ГУП и МУП. Но указ президента РФ о ликвидации этих учреждений до 2025 года не оставил шансов. Однако в начале этого года председатель Госдумы Владислав Володин выступил с инициативой восстановления государственных аптек.

И вот уже народные избранники рассматривают предложения по восстановлению производственных аптек, которых сохранилось единицы в большой многонациональной стране. Есть регионы, например в Татарстане производственные аптеки не теряли своей актуальности, а в Красноярске – продукция производственной аптеки востребована и является собственной торговой маркой. Только надо понимать, что производственная аптека, это не только аптека и специалисты, но это еще умение и желание врача выписывать рецепты, работать с ассортиментом. Вот только врачи сегодня не умеют работать с прописями.

«Сегодня это будут уже не те производственные аптеки, что были. Во всем мире приветствуется индивидуальный подход к лечению и нам необходимо развиваться в этом направлении. Нужно сохранить все то хорошее, что было и есть в классической аптеке, придавать этому большее значение», - подчеркнула Виктория Преснякова.

Для эффективного управления отраслью нужен единый центр управления. Главное аптечное управление существовало во времена СССР. Оно было создано в 30-е годы, ему подчинялись аптечные управления краевых и областных отделов здравоохранения. В его ведении были аптеки, склады, предприятия фармацевтической промышленности. Оно не только контролировало, но и владело всей статистикой отрасли и помогало аптекарям. Сегодня же как аптеки, так и производители относятся к разным ведомствам. Это, кстати, тоже большая проблема. В большинстве стран мира, цивилизованных и экономически развитых, один регулятор, то в России регулирование многоглавое: у нас и Минздрав, и Росздравнадзор, и Минпром, и ФАС. Кто только нас не контролирует. И каждый честно выполняет свою роль. Вот как у Райкина с костюмом. Только когда собираешь вместе – костюм криво сидит. Эксперты сетуют, что регуляторы не замечают социальную функцию аптек и не желают оказывать всестороннюю всевозможную помощь. Например, в новой стратегии развития фармацевтической отрасли России «Фарма 2030» аптекам места не нашлось, как не было его и в предыдущем документе «Фарма 2020».

В 2022 году участники Альянса запланировали выступить с большим пакетом инициатив. Одни из которых касаются изменений в законопроект «Об аптечных сетях». Первое чтение прошло в феврале прошлого года, сейчас в документ вносятся поправки. Каким он будет – зависит в том числе и от позиции профессионального сообщества. В процессе внутренних обсуждений Альянс подготовил на 100% консолидированное предложение от всего рынка, грамотное и выверенное. Для того, чтобы все работало эффективно, бизнес и власть должны выстраивать диалог и совместную работу, иначе правая рука не знает, что делает левая, а страдают от этого люди.

 

04.02.2022 12:06:00