НЕОБХОДИМО ОТНЕСТИ АПТЕЧНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Стимулом для развития производственных отделов в аптеках может послужить рост спроса на экстемпоральные формы. А он создается в том числе медицинским сообществом, когда врач назначает внутриаптечную заготовку и выписывает рецепт на индивидуальные рецептурные прописи.
Гладкова Елена, Генеральный директор аптечной сети "Аптека 245 Дежурная аптека" (г. Тольятти), президент Самарской областной фармассоциации, участник Альянса фармацевтических ассоциаций
Чтобы такая практика вновь стала распространенной, препараты аптечного изготовления должны войти в стандарты лечения и/или методические рекомендации.
Однако и этого недостаточно. Те изменения, которые недавно были внесены в ФЗ "Об обращении лексредств", решают одну из многих проблем: изготовление малых дозировок лекарственных форм, используемых в основном в педиатрической практике. Остальные вопросы деятельности РПО по-прежнему остаются острыми.
Чтобы по-настоящему возродить экстемпоральное направление, нужно снять оставшиеся ограничения, отнести аптечное изготовление к социально значимым видам деятельности и предусмотреть специальные меры господдержки. Это могут быть налоговые льготы, меньшие размеры страховых взносов с ФОТ для тех сотрудников, которые заняты в данном виде деятельности, и любые другие преференции, способные снизить экономическую нагрузку производственной аптеки в современных условиях.
Не могу не сказать и о кадровом вопросе. В производственных аптеках он сильнее всего затрагивает провизора-аналитика: этот специалист в большом дефиците не только в нашем регионе – в остальных тоже. Ведь сейчас для присвоения данной квалификации требуется двухлетнее обучение в ординатуре. Даже если учебу оплатит аптечная организация, сложно найти сотрудника, готового провести в статусе учащегося еще два года, если у него уже есть квалификация, позволяющая работать по специальности и строить карьеру. На мой взгляд, вузы в рамках пятилетнего обучения могут в полном объеме обучить будущих провизоров необходимым методам контроля и анализа лекпрепаратов, изготавливаемых в аптеке. И такой подход успешно применялся не одно десятилетие.
Та же ситуация с ординатурой для провизора-технолога. На сегодня она нецелесообразна и затраты на нее (со стороны студентов или государства) вряд ли обоснованы. Чем провизор-технолог в действительности отличается от "обыкновенного" провизора? Что в его компетенции есть такого, чего нет у других фармспециалистов (провизора и фармацевта)?
Системная проблематика, о которой я сказала выше, может сохраниться и в готовящихся правовых актах по регулированию деятельности РПО (пусть и в несколько ином виде). Чтобы избежать этого, важно понимать, что нет необходимости дублировать правовые нормы, регулирующие одни и те же процессы (например, вводить в НАП специальные положения об экстемпоральных препаратах). Ведь основные положения, регламентирующие процесс аптечного изготовления, закреплены в ФЗ-61, а правила данной деятельности – в действующем приказе Минздрава от 26.10.2015 №751н и в том проектируемом, который придет ему на смену. Зачем повторять их и устанавливать избыточные требования? И не приведет ли такой подход к усилению административной нагрузки на аптеку в тех случаях, когда нарушений с ее стороны не происходило?
По поводу проекта приказа, который должен заменить действующий №751н, скажу только одно: из него были полностью исключены нормы, регулирующие изготовление гомеопатических препаратов. А отсутствие правового регулирования процесса изготовления и контроля качества данных лекарств поставит деятельность гомеопатических аптек "вне закона". Мы обратились к разработчикам проекта с просьбой разрешить данное расхождение и надеемся, что нас услышали.
Увы, практика последних двух-трех десятилетий показывает, что новый нормативный документ редко становится лучше прежнего. Причина – в отсутствии научно-методического подхода и нехватке квалифицированных кадров. Именно они были основой действовавшего в советское время НИИ Фармации, о необходимости возрождения которого мы все чаще слышим в профессиональных кругах.
С 2010 года, когда был принят Закон "Об обращении лекарственных средств", установивший запреты на изготовление аптеками лекарств из незарегистрированных субстанций и готовых лекформ, а также на внутриаптечное изготовление лекформ, выпускаемых промышленностью, многие производственные аптеки закрылись. И только некоторые (их, к сожалению, меньшинство) смогли адаптироваться к новым требованиям.
Поэтому задача на сегодня заключается в том, чтобы те нормативные документы, которые активно прорабатываются и готовятся к принятию, не привели к закрытию оставшихся РПО. Смогут ли аптеки, имеющие производственные отделы, перестроиться и соблюсти меняющиеся правила? Это мы узнаем уже к концу года.
Гладкова Елена, Генеральный директор аптечной сети "Аптека 245 Дежурная аптека" (г. Тольятти), президент Самарской областной фармассоциации, участник Альянса фармацевтических ассоциаций
Чтобы такая практика вновь стала распространенной, препараты аптечного изготовления должны войти в стандарты лечения и/или методические рекомендации.
Однако и этого недостаточно. Те изменения, которые недавно были внесены в ФЗ "Об обращении лексредств", решают одну из многих проблем: изготовление малых дозировок лекарственных форм, используемых в основном в педиатрической практике. Остальные вопросы деятельности РПО по-прежнему остаются острыми.
Чтобы по-настоящему возродить экстемпоральное направление, нужно снять оставшиеся ограничения, отнести аптечное изготовление к социально значимым видам деятельности и предусмотреть специальные меры господдержки. Это могут быть налоговые льготы, меньшие размеры страховых взносов с ФОТ для тех сотрудников, которые заняты в данном виде деятельности, и любые другие преференции, способные снизить экономическую нагрузку производственной аптеки в современных условиях.
Не могу не сказать и о кадровом вопросе. В производственных аптеках он сильнее всего затрагивает провизора-аналитика: этот специалист в большом дефиците не только в нашем регионе – в остальных тоже. Ведь сейчас для присвоения данной квалификации требуется двухлетнее обучение в ординатуре. Даже если учебу оплатит аптечная организация, сложно найти сотрудника, готового провести в статусе учащегося еще два года, если у него уже есть квалификация, позволяющая работать по специальности и строить карьеру. На мой взгляд, вузы в рамках пятилетнего обучения могут в полном объеме обучить будущих провизоров необходимым методам контроля и анализа лекпрепаратов, изготавливаемых в аптеке. И такой подход успешно применялся не одно десятилетие.
Та же ситуация с ординатурой для провизора-технолога. На сегодня она нецелесообразна и затраты на нее (со стороны студентов или государства) вряд ли обоснованы. Чем провизор-технолог в действительности отличается от "обыкновенного" провизора? Что в его компетенции есть такого, чего нет у других фармспециалистов (провизора и фармацевта)?
Системная проблематика, о которой я сказала выше, может сохраниться и в готовящихся правовых актах по регулированию деятельности РПО (пусть и в несколько ином виде). Чтобы избежать этого, важно понимать, что нет необходимости дублировать правовые нормы, регулирующие одни и те же процессы (например, вводить в НАП специальные положения об экстемпоральных препаратах). Ведь основные положения, регламентирующие процесс аптечного изготовления, закреплены в ФЗ-61, а правила данной деятельности – в действующем приказе Минздрава от 26.10.2015 №751н и в том проектируемом, который придет ему на смену. Зачем повторять их и устанавливать избыточные требования? И не приведет ли такой подход к усилению административной нагрузки на аптеку в тех случаях, когда нарушений с ее стороны не происходило?
По поводу проекта приказа, который должен заменить действующий №751н, скажу только одно: из него были полностью исключены нормы, регулирующие изготовление гомеопатических препаратов. А отсутствие правового регулирования процесса изготовления и контроля качества данных лекарств поставит деятельность гомеопатических аптек "вне закона". Мы обратились к разработчикам проекта с просьбой разрешить данное расхождение и надеемся, что нас услышали.
Увы, практика последних двух-трех десятилетий показывает, что новый нормативный документ редко становится лучше прежнего. Причина – в отсутствии научно-методического подхода и нехватке квалифицированных кадров. Именно они были основой действовавшего в советское время НИИ Фармации, о необходимости возрождения которого мы все чаще слышим в профессиональных кругах.
С 2010 года, когда был принят Закон "Об обращении лекарственных средств", установивший запреты на изготовление аптеками лекарств из незарегистрированных субстанций и готовых лекформ, а также на внутриаптечное изготовление лекформ, выпускаемых промышленностью, многие производственные аптеки закрылись. И только некоторые (их, к сожалению, меньшинство) смогли адаптироваться к новым требованиям.
Поэтому задача на сегодня заключается в том, чтобы те нормативные документы, которые активно прорабатываются и готовятся к принятию, не привели к закрытию оставшихся РПО. Смогут ли аптеки, имеющие производственные отделы, перестроиться и соблюсти меняющиеся правила? Это мы узнаем уже к концу года.
02.05.2023 16:15:00