Не время для сделок

Сделок становится меньше

Аптечные сделки потеряли стратегическое значение, уверен директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Готовые аптеки приобретаются либо спонтанно (когда более-менее интересные активы продаются очень дешево), либо когда бизнес хочет точечно повысить присутствие в тех или иных регионах, пояснил «ФВ» аналитик.

По данным Беспалова, общее количество сделок в 2020 году выросло по сравнению с предыдущим годом, однако этот тренд обманчив. Дело в том, что количество покупаемых точек за одну сделку упало в несколько раз.

«За период с января по май 2020 года было заключено порядка 17 сделок по продаже аптечных сетей — против 15 сделок за аналогичный период прошлого года. Общее количество выросло, но, с точки зрения размеров приобретаемых активов, разница колоссальная. В текущем году речь шла о покупке 176 аптек, в январе—мае 2019 года было куплено 564 аптеки. В среднем за сделку в этом году продается порядка 10 аптек, а годом ранее — порядка 38 точек за сделку. Так что масштаб этих сделок стал совсем иным», — отметил аналитик.

Изменился и портрет покупателя, уверен Беспалов. Если в начале 2019 года сделки осуществляли лидеры отрасли — «Доктор Столетов», «Ригла», «Аптеки 36,6», то в 2020 году крупные игроки практически не проявляют активности.

При этом уменьшение масштаба сделок не связано с отсутствием у собственников желания продавать аптеки. Напротив, в связи со сложным положением многие сети готовы к продаже, но интересы продавцов и покупателей сильно расходятся, рассказал «ФВ» директор головного офиса «Гармонии здоровья» Сергей Мещан. «Стоимость активов снизилась, и не все готовы расстаться за бесценок с делом, в которое вложено много ресурсов. Аптеки заняли выжидающую позицию», — пояснил он.

Сейчас все больше сетей переходят к партнерским стратегиям. Как рассказал «ФВ» генеральный директор воронежской сети «Фармия» Роман Кубанев, покупка других сетей не входит в планы по развитию «Фармии» — компания предпочитает совместную работу с франчайзинговыми аптеками.

Сколько стоит готовая аптека

Сейчас цена на готовый фармбизнес сильно зависит от местонахождения аптеки. К примеру, на сайте «Авито» небольшая аптека, расположенная в бизнес-центре в спальном районе, обойдется покупателю в 2,5 млн руб. По описанию продавца, к объекту прилагается высокий трафик (более 3 тыс. человек в день), оборот — 600 тыс. руб. в месяц и чистая прибыль — 200 тыс. руб. в месяц.

Гораздо дороже обойдется покупка аптеки, расположенной у аэропорта. Цена предложения составляет 31 млн руб. — согласно объявлению, именно такую прибыль в год приносит аптека. Как следует из описания объекта, рядом с аптекой очень оживленный пешеходный трафик и инфраструктура, чем и обусловлена высокая прибыль.

Ранее «ФВ» уже писал о снижении количества аптечных сделок. В I квартале 2019 года было 26 крупных сделок (более 10 аптек), в 2020-м только 14. Тогда аналитики объяснили сложившуюся ситуацию рядом факторов. «Это связано в том числе с новыми законами, а также ситуацией с ЕНВД и маркировкой лекарств», — комментировала зам. генерального директора AlphaRM Татьяна Литвинова. «Первый квартал текущего года не ознаменовался яркими сделками, как это было в предыдущие годы. По итогам апреля мы и вовсе говорим о начале процесса закрытия аптечных точек, в том числе крупными федеральными сетями».
Подробнее читайте в материале «Бизнес в режиме энергосбережения», «ФВ» № 17.
Продавец также агитирует к покупке хорошими отношениями аптеки с поставщиками и сформированным коллективом. Чистая прибыль в месяц составляет 480 тыс. руб., оборот — 2,8 млн.

По прогнозам Беспалова, в скором времени цена сделок может снизиться, поскольку количество предложений на рынке сделок заметно превышает количество потенциальных покупателей.

Почему продаются аптеки и кто от этого выиграет

По мнению директора рязанской аптечной сети «Фарма» Александра Миронова, продажи одиночных аптек на рынке участились в связи с введением маркировки и упрощенной системы налогообложения (УСН). «Введение маркировки сулит безумное вложение моральных и временных сил, которых просто нет у одиночных игроков. Так и связанное с этим введение УСН. На фоне серых зарплат у большинства одиночных аптекарей изменение налогового режима ударит по ним намного больнее, чем по средним сетям. Средние и крупные сети на виду у фискальных органов и многие давно перевели зарплаты в белую», — рассказал «ФВ» Миронов.

Вынужденная продажа одиночных точек может стать преимуществом для средних сетей перед федеральными аптеками, уверен Миронов. «Именно средние сети могут прирастать через покупку локаций небольших участников по 1—2 аптеки, считает он. «Федералы таких не купят, потому что не всегда знают об их существовании. За средними региональными сетями знание рынка и его участников», — заявил он.


Источник: https://pharmvestnik.ru/articles/Ne-vremya-dlya-sdelok.html