Наталья Иванова – мультипредприниматель из Санкт-Петербурга.


Свой первый бизнес – туристический – создала в 2006 году. Затем занялась арендой коттеджей, онлайн-торговлей, придумала собственный бренд одежды. В 2021 году к этим проектам добавилась аптека. Сейчас вместе с супругом она готовится открыть третью торговую точку. О том, почему ее не пугает низкая рентабельность, о которой говорят опытные игроки, Наталья рассказала в интервью "Аптекарю".


Екатерина Погонцева , фото из личного архива Натальи Ивановой
иванова.jpg

Решили рискнуть

Как родилась идея открыть аптеку?

– Мы создали туристическую компанию в 2006 году, которую успешно развивали до начала пандемии. У нас было около 10-12 офисов в Санкт-Петербурге, оборот составлял более 500 млн руб. в год. Однако пандемия серьезно повлияла на бизнес, и нам пришлось сократить количество оффлайн-офисов и перейти на онлайн-формат. В поисках новых возможностей мы решили попробовать себя в фармбизнесе. Наши знакомые открыли магазин "Пятерочка" в одном из поселков в 20 км от Санкт-Петербурга и нуждались в "якорном" арендаторе в виде аптеки. Они обратились к нам, зная о нашем опыте в предпринимательстве. Мы не имели опыта в фармацевтике, но решили рискнуть. В конце августа открыли свою первую аптеку, а через несколько месяцев – и вторую.

Аптек в стране огромное множество, конкуренция колоссальная, рентабельность год от года падает. Не страшно осваивать новую для вас нишу?

– Я не имела знаний в этой отрасли и не проводила предварительного исследования рынка, приняла решение погрузиться в проект по принципу "в омут с головой". Я всегда открыта для новых возможностей, которые предоставляет Вселенная, и верю, что стоит попробовать, потому что отказаться можно в любой момент, если поймешь, что это не для тебя. К тому же если бы этот бизнес не был прибыльным, такого количества аптек, наверное, не было бы. После опыта в туризме конкуренция нас не пугает. Я часто повторяю фразу, что работников туризма в России дубиной не убить. Эта отрасль пережила много кризисов, банкротств и закрытий границ.

Наши знакомые, которые уже много лет работают в фармотрасли, часто спрашивают нас, как мы решились заняться этим бизнесом. Они говорят, что раньше он был очень прибыльным, но сейчас зарабатывать стало гораздо сложнее. Но мы не знали об этом, когда начинали свой путь. К тому же маржинальность туристического агентского бизнеса была намного ниже. В 2006 году мы получали всего 10-12% комиссии за продажу туров, а сейчас эта цифра снизилась до 7-9%, при этом расходы выросли. В аптечном же бизнесе маржинальность составляет 25-30%, что является прекрасным показателем, хотя мы слышали, что раньше она достигала 40%.

О чудесах

  – Как вы назвали свои аптеки?

– Поскольку опыта у нас не было, мы сначала решили приобрести франшизу, но позже из-за реорганизации компании она отказалась от франчайзингового проекта, поэтому теперь перед нами стоит цель: придумать своим аптекам имя. Наша фирма по туризму называется «7 Чудес света». Турбизнес мы сохранили, название юрлица осталось. В итоге многие участники фармрынка начали называть нас: аптека “Чудеса». Еще недавно у меня были сомнения насчет этого названия, ведь оно не имеет отношения к аптеке. Но коллеги напомнили, что название «Апрель» тоже не имеет отношения к продуктам, которые они продают. Так что, возможно, мы оставим это название, раз уж оно к нам “приклеилось”.

Какой самый большой сюрприз ждал вас на фармрынке?

– Пожалуй, партнерство с АСНА. Нам нравится их профессионализм, отношение к клиентам и подход к бизнесу. Когда мы открыли вторую аптеку, она была нерентабельной в течение длительного времени. Однако эксперты Центра компетенций провели анализ ассортимента, конкурентов, обучили сотрудников и помогли разработать систему мотивации для них. Благодаря этому мы вышли в плюс. 

А вы состоите в других объединениях, маркетинговых союзах?

– Изначально мы ничего не знали об их существовании, а, когда узнали, уже работали с АСНА. Мы решили не распыляться.

Конкуренты далеко
 
Какое у вас конкурентное окружение?

– Наша первая аптека была открыта в загородном поселке Ленобласти, где мы сами живем. До этого нам приходилось ездить за лекарствами в другой населенный пункт. Вторая аптека расположена тоже в области, в достаточно удачном месте. Ближайший конкурент находится на расстоянии около километра. В настоящее время мы планируем открыть третью аптеку в области и пока не рассматриваем вариант открытия точки в городе, даже при условии, что в городе трафик значительно больше, но и конкуренция там выше.

– Собственники аптек в целом делятся на две большие категории. Первые предпочитают развиваться в рамках своего региона, считая, что таким образом управляемость бизнеса лучше. Вторых – интересует масштаб, постоянное наращивание числа территорий присутствия и количества аптек. Какая позиция ближе вам?

– Я добилась многого в своих проектах, получила признание коллег и властей в туристической индустрии, несколько десятков наград. Мои амбиции уже удовлетворены, поэтому я подхожу к развитию бизнеса очень взвешенно. Мне не нужно открывать 7 тыс. аптек по всей России, чтобы стать номером один. Это не сделает меня счастливой. Я оцениваю бизнес с точки зрения вложений, вовлеченности и прибыли. Если я могу вложить минимум ресурсов и получать стабильный доход, это замечательно. Но если мне нужно жертвовать своим временем с семьей или любимыми занятиями, чтобы достичь экономического эффекта, то зачем?

Нужно рационально использовать отведенное тебе время и энергию на то, что сделает тебя счастливым.

27.03.2024 12:17:00