Междисциплинарный подход как способ улучшения лекарственной доступности


Какова роль фармацевта в системе здравоохранения? Как улучшить фармацевтическую и медицинскую помощь населению? Знают ли врачи на какие препараты необходимо выписывать рецепт? Как правильно оформить документ? Ответы на эти и другие вопросы директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова обсуждала с представителями фармацевтических компаний и врачебным сообществом в ходе бизнес-завтрака журнала «Лечащий врач».

Аптека – прямая точка соприкосновения потребителя с системой здравоохранения. Сегодня часто доверие к провизору выше, чем к среднестатистическому доктору. Это подтверждают многочисленные опросы и исследования. В своей работе фармацевты постоянно сталкиваются как с вопросами по применению препаратов и товаров для здоровья, так и с просьбами посоветовать препарат, исходя из недуга или симптома.
«Один из распространённые вопросы с которыми люди приходят в аптеку: какой торговое наименование из назначенного доктором МНН выбрать, какой препарат лучше, а дальше все зависит от компетенции первостольника и его приверженности к тому или иному бренду, от его опыта и наличия определенных ТН в самой аптеке, – рассказала Виктория Преснякова. - Без грамотного фармацевтического консультирования пациента не может сегодня состояться эффективная лекарственная помощь. И это еще раз подтверждает, что аптека – часть системы здравоохранения, а не предприятие торговли, - это контрадикция, которая сегодня закреплена на законодательном уровне».
По статистике на рынке 70% рецептурных препаратов (и это не только психотропные и наркотические средства, но и все антибиотики, гормональные средства, сильнодействующие обезболивающие, сердечно-сосудистые и другие препараты доя лечения хронических заболеваний), из них большая часть отпускается сегодня без рецепта. Только 10% препаратов отпускают по правильно выписанному рецепту, чаще это препараты предметно-количественного учета и дорогостоящие препараты для лечения редких заболеваний. Чаще пациенты приходят не с бланком, а с бумажкой, на которой в лучшем случае стоит подпись и печать врача. Такая практика сложилась уже довольно давно. Врачи не считают важным выписывать рецепты, а некоторые и вовсе не умеют правильно их оформлять. Программа в медицинских вузах последнее время сосредоточена на другом, и каким-то волшебным образом из нее исчезло обучение навыкам работы с рецептом. Кроме того, в действующем законодательстве не прописана ответственность медика за не выписанный рецепт. 
«Органы законодательной власти регулярно предлагают наказывать и ужесточать штрафы для фармацевтической розницы. Например, за отпуск без рецепта препарата, подлежащего ПКУ, предлагают узаконить штраф от 20 до 200 тысяч рублей и дисквалификацию фармацевта на несколько лет. И это во времена тотального кадрового голода. В то время как мотивация врача к правильной выписке рецепта стремиться к нулю. Зато она есть у предприимчивых людей, которые за небольшую сумму «изготовят» бланк, который будет оформлен по всем правилам, и доставят в любую точку не только Москвы, но и всей России», - констатирует Виктория Преснякова.
По данным совместного опроса СРО Ассоциация независимых аптек и платформы Smartpharma, ежедневно 72% представителей аптечных организаций в своей работе сталкиваются с поддельными рецептами. Чаще всего это форма №107-1/у, №148-1/у88, реже №107-1/НП. Они доступны в широкой продаже на просторах социальных сетей. Спрос рождает предложение. И купить такой рецепт может кто угодно. И определить поддельный рецепт может только опытный фармацевт, тем не менее в аптеке нет эффективных методов оперативной проверки подлинности документа. Рецепты теперь может напечатать любая типография, и не обязательно их централизованное изготовление, которое гарантировало порядковый номер рецепта. А значит даже сильнодействующий препарат может купить и ребенок – законодательство не этого не запрещает. И это проблема всероссийского масштаба.
Тема, которую затронула глава Альянса фармацевтических ассоциаций, настолько острая, что вызвала бурную дискуссию в зале. Звучали взаимные претензии врачей и фармацевтов друг к другу. Но главный вывод дискуссии - в продолжении взаимодействия врач-провизор в интересах пациента. «Возможно, внедрение электронных рецептов по всей стране изменит ситуацию в будущем. Ну а сегодня нужно восстанавливать утраченное межпрофессиональное взаимодействие между врачами и фармацевтами, проводить обучение и сокращать барьеры», - резюмировала Виктория Преснякова.
Провизоры и фармацевты не могут быть изолированы от других специалистов здравоохранения. В связи с этим актуальным является поиск наилучших моделей межпрофессионального сотрудничества.

30.03.2023 10:13:00