Как перейти на ОСН и не оставить российские сёла без лекарств


Переход на общий режим налогообложения может привести независимые аптеки в России к банкротству, рассказали «Московской газете» представители небольших аптечных сетей. В Ассоциации независимых аптек поддерживают государственные меры по совершенствованию налоговой системы в РФ, но просят учесть в этом вопросе особенности функционирования малого аптечного бизнеса. Член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев отмечает сокращение числа независимых аптек в России из года в год и социальную значимость этого сегмента.

На рассмотрение в Госдуму внесён законопроект об изменениях в Налоговый кодекс и отдельные законодательные акты РФ, Госдума должна рассмотреть его 20 июня 2024 года. Законопроект предусматривает, в частности, постепенный переход налогоплательщиков, пользующихся упрощённой системой налогообложения, на общий налоговый режим — речь идёт о размерах уплаты НДС. В послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года президент РФ Владимир Путин отметил необходимость изменения налоговой системы в России для обеспечения стабильных условий развития российской экономики и бизнес-среды.

Переход на общий режим налогообложения пока что вызывает беспокойство и вопросы со стороны аптечного сообщества России. В распоряжении «Московской газеты» оказалось обращение по этому поводу от Ассоциации независимых аптек в Министерство экономического развития РФ. В письме изложено множество спорных моментов, связанных с налоговой нагрузкой на малый аптечный бизнес и его реальными прибылями. Суть проблемы в том, что переход на общий налоговый режим может привести небольшие аптечные сети к банкротству, поскольку их доходы очень невелики. При этом в основном именно независимые аптеки, а не крупные сети осуществляют лекарственное обеспечение сельских территорий России.

«Саморегулируемая организация Ассоциация независимых аптек совместно с Альянсом фармацевтических ассоциаций в целом поддерживаем меры по совершенствованию налоговой системы страны, направленные на развитие экономики государства, но просим оказать содействие в отдельном налоговом регулировании малого аптечного бизнеса с учётом особенностей их деятельности в целях создания условий для доступного лекарственного обеспечения в регионах», — говорится в обращении Ассоциации независимых аптек.

Наценки в аптечной рознице, где продаются, в том числе препараты ЖНВЛП, ограничены действующим законодательством, рассказала «Московской газете» директор ООО «Фармадок» (Дубна) Елена Микелова.

«Наценка у нас составляет от 10 до 28% в зависимости от региона и цен на препараты: чем цена выше, тем наценка ниже. Поднять цены на препараты, чтобы компенсировать увеличение НДС, мы не можем. При этом мы находимся в довольно жёсткой конкуренции с крупными аптечными сетями. За счёт того, что крупная сеть имеет прибыльные аптеки в Москве, она порой может опустить цены на препараты в регионах ниже закупочных. В условиях такой конкуренции небольшим аптекам зачастую и так уже приходится закрываться. В 2023 году мне пришлось закрыть одну аптеку, теперь их в нашей аптечной сети осталось 6. Рентабельность бизнеса у небольших аптечных сетей очень низкая, около 4-5%. Средний доход 1 аптеки около 50 тыс. рублей в месяц. Если НДС для нас увеличится на 5%, это приведёт к колоссальным убыткам и банкротству предпринимателей. Как мы будем выживать после 31 декабря 2024 года, представить трудно», — сказала директор ООО «Фармадок».

По большей части, лекарственным обеспечением в сельской местности занимаются именно небольшие сети, отметила Елена Микелова.

«Крупным сетям интереснее большие города, в сельскую местность они идти не хотят. Хотя, возможно, они рано или поздно придут и туда в силу своих немалых аппетитов. Но тогда на аптечном рынке может пропасть конкуренция, и крупные сети могут начать диктовать свои условия. Когда в 2022 году я закрыла аптеку в Лыткарино, крупная сеть рядом сразу же подняла цены», — рассказала предприниматель.

«Мы планируем закрытие бизнеса до 31 декабря 2024, — сообщила «Московской газете» руководитель сети аптек «Пеликан» Елена Сальникова (Ейск, Краснодарский край).У нас есть аптеки в Ейске и в станице Должанская в 40 километрах от города. Работаем с мужем с 2003 года, держим низкие цены, клиентов нарабатывали годами, многие наши сотрудники работают со времени основания наших аптек. Сейчас нам становится экономически нецелесообразно работать при общей системе налогообложения. Краснодарский край населён густо, и аптечных сетей у нас хватает. А вот в других регионах, если тамошние небольшие сети тоже решат закрыться, сельские населённые пункты могут остаться без медобслуживания».

«Наши аптеки в сёлах и деревнях уже на грани рентабельности, — сказал в беседе с изданием директор ООО «Медитэк» Александр Громов (Ростовская область).Если увеличится налоговое бремя, а оно может увеличиться кратно, продолжать работу не будет смысла, придётся закрываться. Особенно это может ударить по обеспечению сельских территорий льготными лекарствами и сильнодействующими обезболивающими. Мы работаем в 8 районах Севера Ростовской области, в каждом из этих районов десятки сел. Больницы не имеют возможности отпускать лекарства. Поэтому больницы в нашем регионе просят аптеки открываться в сёлах. Крупные сети дошли до районных центров, а в сёла они вряд ли пойдут, там у них не будет прибылей».

«Государство предлагает аптечным сетям выбор: те, кто не хочет переходить на общий режим налогообложения, могут платить 5% к НДС сверху, то есть, 6% НДС, — рассказал «Московской газете» председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик. — Но небольшие аптечные сети этого себе позволить не могут и вынуждены переходить на общий режим налогообложения. При этом наценка в аптеках невысокая. На ЖНВЛП она фиксированная, на остальные препараты определяется из конкуренции, которая в этой сфере весьма высока. Средняя наценка в аптеках составляет 20-30%. Для сравнения в торговых сетях, реализующих продукты питания, она может доходить до 250%. В рамках нового законопроекта небольшие аптечные сети фактически приравняли к крупным: что сеть из 10 аптек, что сеть из 5 тысяч аптек — все будут платить по одному принципу. К тому же, НДС — самый сложный налог в России. Если брать в штат бухгалтера и помощника бухгалтера, чтобы вести НДС, это обойдётся в 1 млн рублей в год минимум. Плюс, вырос налог на прибыль. Процесс перехода с упрощённой системы налогообложения на общую непростая штука, из-за возникновения кассового разрыва какое-то время аптекам будет не хватать денег, и их придётся где-то взять. Небольшие аптечные сети сейчас находятся в полной растерянности. Коллеги, с которыми я общаюсь, пребывают в тихом ступоре. Мелкие аптеки и так уже закрываются, что будет дальше? В Калининградской области, как и везде, есть сельские территории, населённые пункты, которые обслуживаются именно небольшими аптеками».

Независимые аптечные сети живут в условиях жесткой конкуренции, когда большая часть рынка разделена между крупными игроками, рассказал изданию член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев:

«Количество независимых аптек из года в год снижается. По состоянию на 2017 год в России их насчитывалось 10,8 тыс., их доля на рынке составляла 19,8% в денежном выражении. Кроме того, работали еще 2,1 тыс. аптечных сетей (от 3 до 9 точек). То есть еще 7,2 тыс. аптек, что составляло 9,8% от рынка в денежном выражении. К 2020 году общее число независимых аптек сократилось до 14,1 тыс., а к 2022 году – до 12,2 тыс. А к концу 2023 года их количество упало ниже 12 тыс. Одновременно с этим расширялись федеральные сети. Пока небольшим сетям или одиночным аптекам легче выживать в малых городах и селах. То есть там, куда федеральные сети проникают неохотно или не имеют мотивации для присутствия».

В связи с этим, по словам Дмитрия Тортева, беспокойство независимых сетей по поводу перехода на общий режим налогообложения совершенно понятно.

«Ресурсов маневрировать на депрессивных или сельских территориях у них нет. Если повышать цены, это вызовет в лучшем случае недовольство людей, которые покупают препараты у дома. Второй вариант — сократить до минимума ассортимент, оставив только самые ходовые препараты. Хотя все это полумеры. В таком виде налоговое законодательство ускорит сокращение независимых сетей. Поэтому, на мой взгляд, необходимо применять (и не только к аптечным сетям) такой же подход, который изложен в норме о прогрессивной шкале для НДФЛ. Учитывать оборот малого бизнеса и его социальную значимость, что бесспорно относится к независимым аптекам», — заключил член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции.



21.06.2024 13:00:00