К нам едет провизор: в России протестируют «аптеки на колесах»


В отрасли указывают на вероятную нерентабельность проекта

На неделе с 11 марта в трех регионах России стартует пилотный проект по реализации лекарств через передвижные аптечные пункты. Одним из регионов станет Красноярский край, об этом депутат заксобрания края Илья Зайцев сообщил в своем Telegram-канале. Двумя другими, по предварительным данным, станут Республика Хакасия и Краснодарский край, депутаты которого еще осенью 2023 года просили комитет Госдумы по охране здоровья ускорить работу над законопроектом о передвижных аптеках. 

В рамках эксперимента

«В Красноярском крае в качестве пилотного проекта уже на следующей неделе запускается передвижная аптека. Работать два лекомобиля будут в населенных пунктах края, где нет собственных аптек, а жителям приходится покупать лекарства в соседних городах и поселках, — написал депутат Илья Зайцев в соцсетях. — Регион у нас большой, и открыть аптеки в каждом населенном пункте невозможно. Если пилот будет востребован, такие лекомобили начнут работать во многих территориях края».

По его словам, с 11 по 18 марта два автомобиля сети «Губернские аптеки» будут объезжать населенные пункты края, всего они посетят семь районов. Если у местных жителей есть потребность в конкретных препаратах, можно оставить на них предзаказ.

Также эксперимент проведут в Республике Хакасия и Краснодарском крае, выяснил «Фармвестник». Как рассказала изданию управляющая аптечной сетью предприятия в Красноярском крае Людмила Губина, решение о проведении пилота было принято по итогам совещания с территориальным управлением Росздравнадзора, которое дало рекомендации по тестированию проекта. По словам Людмилы Губиной, в Красноярском крае около 40% фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) не продают лекарства населению, а также в регионе много деревень, где нет ни ФАПов, ни аптек.

«Известия» направили запрос в Росздравнадзор, чтобы узнать детали эксперимента, но на момент публикации материала ответ получен не был.

Пожилой мужчина у передвижного фельдшерско-акушерского пункта
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов


Законопроект, который вводит понятие передвижного аптечного пункта и регламентирует его работу, внесен в Госдуму еще в 2020 году, но пока прошел только первое чтение. В декабре 2023 года замглавы Минздрава Сергей Глаголев заявил, что подзаконные акты, которые позволят запустить передвижные аптечные пункты, находятся на финальном этапе согласования. А глава комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев в начале января в интервью «Парламентской газете» сообщил, что законопроект о передвижных аптеках будет рассмотрен уже в весеннюю сессию.

Данные, полученные в ходе мартовского пилота в трех регионах, будут направлены в Госдуму.

Почему затянулась реализация проекта

У инициативы с передвижными аптеками есть свои сложности. Как рассказал «Известиям» зампредседателя комитета ГД по охране здоровья Алексей Куринный, вероятнее всего, законопроект будет принят, однако он затруднился назвать конкретные сроки. По его мнению, хотя такой механизм и должен существовать, он не решит всех проблем, связанных с дефицитом лекарств в отдаленных населенных пунктах.

— Это лишь один из инструментов, с помощью которых можно сделать более доступным лекарственные препараты в сельской местности. Безусловно, самым правильным является облегчение механизмов продажи лекарств через существующие медучреждения, через ФАПы и больницы. Мне кажется, это правильно стратегически, и многие регионы успешно эту практику реализуют, хотя некоторые ссылаются на большое количество формальных требований, которые тяжело сегодня соблюдать, — указал он.

Заместитель директора СРО Ассоциация независимых аптек по юридическим вопросам Светлана Воскобойник в разговоре с «Известиями» пояснила, что пока не приняты все необходимые нормативные акты, Росздравнадзор считает региональные эксперименты по передвижным аптекам незаконными, так как лекарственное обеспечение через аптеки на колесах — это нарушение обязательных требований законодательства.

Надо подходить к этому вопросу системно и четко прописать критерии и условия работы таких предприятий. Чтобы масштабировать будущий пилот, недостаточно просто определить затраты, необходимо установить субъекты, кто может осуществлять такой вид деятельности, законодательно установить критерии лицензиатов, требования по наличию оборудования, хранения. Нужно решить вопросы с маркировкой и передачей данных ККТ и многое другое, — отметила она.

Нерентабельность — одна из проблем

По мнению Алексея Куринного, в таких больших регионах, как Красноярский край, передвижные аптеки не помогут решить проблему по причине больших расстояний.

Там огромные расстояния, издержки будут просто колоссальные, чтобы доехать или долететь до какого-то из населенных пунктов. Проще и правильнее делать всё на базе существующих медицинских государственных организаций, — заявил депутат.

Строительство ФАПов в российских регионах идет в рамках нацпроекта «Здравоохранение». При этом сельские аптеки, по данным Ассоциации независимых аптек, есть только в 6 тыс. населенных пунктов из 155 тыс., которые существуют в стране.

Мобильные аптеки — дело важное и нужное. Требуется механизм обеспечения сельских жителей лекарственными средствами. Старожилы отрасли помнят, что такие варианты доставки лекарств пробовали в советское время. В современной России этот вопрос остро встал в пандемию, и группа депутатов внесла проект об изменениях в законы об обращении лекарственных средств. Но эта идея не получила широкой поддержки регуляторов и других органов власти, а в профессиональном сообществе вызвала много споров, — рассказала Светлана Воскобойник.

По ее словам, экспериментальные проекты передвижных аптек были в Ставрополе, Краснодарском крае, Северной Осетии и Якутии, но на федеральном уровне их начинания не поддержали.

Независимая региональная розница активно выступала за»проведение эксперимента, поскольку есть много регионов, где востребован такой способ доставки лекарств: это и Ростовская область, и Республики Бурятия, и Еврейская автономная область, и Сахалин, — перечислила она.

По мнению Светланы Воскобойник, необходимо предусмотреть льготы для регионов, которые возьмутся за реализацию проекта передвижных аптечных пунктов, поскольку рентабельность будет низкой.

Профессиональное сообщество «Фарма РФ» в январе 2024 года провело опрос среди фармацевтов по теме создания передвижных аптек. Он проходил с 15 января по 5 февраля, участие приняли 273 респондента. 60% из них поддержали инициативу, 62% считают, что передвижные аптеки смогут повысить доступность лекарств в отдаленных районах, однако почти треть участников опроса — 30% — полагают, что проект не будет окупаться и скоро закроется. Лишь 7% опрошенных считают, что инициативу получится реализовать успешно.

19% также полагают, что мобильные аптеки столкнутся с недостатком специалистов. Косвенно это доказывает и сам опрос: 64% респондентов не готовы работать в передвижных аптеках.

11.03.2024 10:54:00