ИЗ-ЗА ПРОБЛЕМ МАРКИРОВКИ РУШИТСЯ ЦЕПЬ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВ


Сегодня аптеки готовятся в новым штрафам. Они уже получают письма от «Честного знака», где указывают их ошибки при работе с системой мониторинга движения лекарственных средств. Пока порядок работы МДЛП до 1 февраля носит уведомительный характер, но штрафовать за его нарушение начнут с 1 декабря. Малый и средний бизнес в регионах всерьез задумался о закрытии. Если это случиться, то пострадают пациенты. И за лекарствами им придется идти не в соседнюю аптеку, а ехать в ближайший город. А том как живут и работают аптеки Хакасии и Тывы журналисту газеты «Московские аптеки» рассказала Анастасия Филиппова, председатель межрегиональной ассоциации развития фармотрасли  «Аптечное дело», участник Альянса фармацевтических ассоциаций (Республика Хакасия, Республика Тыва, Красноярский край).

Филиппова Анастасия  филиппова а.jpg

Председатель межрегиональной ассоциации развития фармотрасли «Аптечное дело», участник Альянса фармацевтических ассоциаций (Республика Хакасия, Республика Тыва, Красноярский край)

В последнее время в нашу ассоциацию часто обращаются за помощью аптеки из сельской местности. Различных деревень. Перед ними остро стоит вопрос о закрытии... Дело в том, что в аптечные организации приходят письма от «Честного знака», где сообщается о том, что с 1 декабря вступают в силу штрафы при работе с маркированными лекарственными препаратами. В письмах-пред-упреждениях указывают и виды ошибок, и примерная сумма штрафа, которая грозит, если они произойдут. Это заставляет задуматься: сможет ли вообще аптека работать дальше?

О развитии дистанционной торговли лекарственными препаратами в республиках речи вообще не идет. В Хакасию, например, неохотно заходят маркетплейсы. Это регион очень специфичный, здесь невыгодна логистика. Связано это с тем, что численность населения — чуть больше 500 тысяч человек. Населенные пункты находятся на большом расстоянии друг друга, в основном это села и деревни. Везти в регион лекарства поставщикам также невыгодно. А с недавних пор они вовсе урезают время приема заявок для доставки лекарственных препаратов на следующий день, кто-то из них пересматривает свой график поставок и устанавливает определенные дни недели.

Осенью прошлого года отгрузки в республики были ограничены до двух дней в неделю. Дистрибуторам из красноярских и новосибирских филиалов выгоднее отгружать лекарства в города Красноярск, Новосибирск и их ближайшие окрестности, чем везти их в села Хакасии и Тывы. Здесь же встает вопрос с наценками на препараты из Перечня ЖНВЛП. Поставщики выбирают те регионы, где оптовая наценка выше — это в том числе вопрос выживания в коммерческом сегменте. Интереса к Хакасии и Тыве поэтому нет также, как и у маркетплейсов. Офисов популярных торговых площадок в Хакасии крайне мало, расположены они только в столице республики Абакане и еще в некоторых городах, которых всего 5.

Кроме того, большинство аптечных организаций нашего региона вынуждены были остановить работу и с популярными сервисами бронирования («Здравсити», «Аптека.ру»), поскольку работа с маркированными лекарствами влечет за собой определенные трудности. Тут бы свой ассортимент успеть принять, оприходовать и дождаться положительного ответа от системы МДЛП. Это занимает очень много времени, а если еще работать с интернет-сервисом, то вырастет нагрузка как трудовая, так и техническая. За ошибку при работе с такой продукцией ответственность несет аптека, а экономической выгоды от взаимодействия с агрегаторами нет, процент комиссии не превышает 6%.

Мы, конечно, пользуемся некоторыми сервисами онлайн-бронирования. Выкладываем свой прайс-лист. Но услуга в регионе не особенно популярна, так как много технических недоработок. Например, уведомление о заказе приходит спустя долгое время: звонишь клиенту, а он уже купил все в аптеке. Эта проблема не у одного сайта, а в целом по республике.

По опыту коллег — участников нашей ассоциации — могу сказать, что с разрешением доставки на дом у нас бума заказов не произошло. Нам приходилось устанавливать минимальную сумму заказа, иначе доставлять лекарства экономически нецелесообразно. Подчеркну: в районы, особенно отдаленные, привозить лекарственные препараты к пациенту на дом невыгодно.  Этот вопрос нужно прорабатывать на федеральном уровне! Пока дистанционная торговля развивается только в крупных городах.

Сейчас работа руководителей аптек и административного персонала сосредоточена не на сегменте дистанционной торговли лекарственными препаратами, а на решении технических вопросов МДЛП и построении товаропроводящей цепочки. Она рушится — и ошибки «падают» на аптеку. Нужно сделать так, чтобы цепочка восстановилась. И далеко не у каждой аптеки есть такая возможность. Много обращений на горячую линию ЦРПТ. С поставщиками ведем переговоры, чтобы выявить ошибки, которые были допущены ранее и имеют исключительно техническую сторону. Аптеке сложно: порой непонятно, от какого дистрибутора пришел препарат, какое это вообще лекарство — и т.д. В системе все в кодах и шифрах. Чтобы идентифицировать и понять, где произошел разрыв в цепочке, уходит от нескольких часов до нескольких недель. Если средней аптеке, которая имеет собственный склад, это можно определить в момент перемещения препарата, то маленькой аптеке решить такой вопрос трудно. Элементарно не хватает трудовых ресурсов и финансов.

А если препарат принят по 702-й схеме, то его нельзя распределить в другую аптеку внутри сети, а можно отпустить только там, где была принята эта схема. По системе МДЛП невозможно вернуть такой препарат поставщику даже по федеральной забраковке, т.к. упрощенная схема не содержит сведений о поставщике. Лекарства так и продолжают находиться на балансе у аптеки. И как быть дальше?

Маркировка показала нам, что лучше работать с увеличением запасов, чем с маленькими партиями. Сейчас мы отслеживаем все схемы: приемки, оприходования, наличия ошибок — и это огромная работа.

На другую работу физически нет ни времени, ни сил. Все сосредоточены на том, чтобы на дату «Х» не получить штрафы. Цифры заоблачные. Минимальный штраф — 50 тысяч. А когда в системе маркировки десятки ошибок за неделю? Так можно совсем остаться без аптек…

Малый бизнес чаще всего представлен индивидуальными предпринимателями, а значит, несет ответственность не только имуществом организации. Но и своим, личным. Руководители аптек рискуют потерять все. И встает вопрос — стоит ли вообще работать?!

В регионе появляются федеральные аптечные сети и закрываются небольшие аптеки — даже в городах. Малый и средний бизнес сосредоточен в деревнях и селах, где большим сетям работать неинтересно.

Сейчас идет вопрос не о конкуренции, а о выживании. Люди, проработав десятилетия, создав профессиональный коллектив, думают, как сохранить организацию и рабочие места. О развитии и речи не идет, потому что выросла налоговая нагрузка — и дело становится нерентабельным.

Адекватны ли штрафные санкции в отношении прослеживаемости маркированных препаратов? Применимы ли они в равной степени к крупной сети и малому аптечному предприятию? И может ли аптека отвечать за те ошибки, которые допущены по всей цепочке до нее?

Поиск ответов нужно вести на федеральном уровне…

Сегодня аптечные организации поддерживают друг друга, помогают, информируют и ищут совместные решения насущных проблем. Мы видим, как на наших глазах разваливается отрасль, а регуляторные изменения лишь подливают масла в огонь.

Малые и средние аптеки на грани отчаяния. Вопросов больше, чем ответов. В конце декабря и первом квартале 2022 года, когда закончится уведомительный режим маркировки и годовой налоговый период, начнутся первые судебные процессы по работе системы МДЛП. А главное, что могут пострадать люди. Закроются аптеки в деревнях и селах, и пациенты останутся без лекарств.
27.09.2021 15:02:00