Из российских аптек исчезают жизненно важные лекарства. Есть первые жертвы

Из российских аптек исчезает не просто аспирин или анальгин, а жизненно важные лекарства необходимые при ВИЧ, СПИД, сахарном диабете или раке. Льготники с тяжелыми заболеваниями, рискуя жизнью, вынуждены месяцами ожидать своих лекарств.

Что делать?

 На днях стало известно, что в разных регионах страны возник острый дефицит сверхбыстрого инсулина «Фиасп» от датской Novo Nordisk. Раньше он лидировал в госзакупках. Однако Минздрав заявил, что производители не сообщали о прекращении поставок.

Но, видимо, дефицит действительно возник, о чем свидетельствует жуткий случай, когда житель Краснодарского края с сахарным диабетом погиб от нехватки инсулина. Препарат должен был выдаваться на льготной основе, но из-за дефицита врачи отказывались его выписывать.

Преснякова

Также накануне в СМИ появились официальные сообщения о возникшем дефиците препарата Уромитексан для больных раком во время химиотерапии. По данным агрегатора «Мегаптека», его нет в наличии в аптеках Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новосибирска, Ижевска, Саратова, Самары, Волгограда и других городов.

А на днях на дефицит жизненно важных лекарств пожаловались жители Калужской области – больные с заболеваниями ВИЧ/СПИД. Специальных медпрепаратов не хватает не только в рядовых аптеках, а даже в подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству. Такие учреждения находятся также в Смоленской, Ульяновской и Свердловской областях. В них лечатся около 3,5 миллионов человек.

Еще один жуткий случай произошел в Петербурге. Там перестали выписывать лекарство 16-летней Саше Сафоевой. У нее в Германии была выявлена мутация гена CDKL5. При ней больного мучают мощнейшие судороги. Несколько лет назад американской компанией для лечения этой болезни был разработан препарат. Его поставляют шестерым российским больным, которые участвовали в клинических исследованиях. В этом году в списке появилась новая больная этой редкой болезнью, из-за которой Саше лекарства не досталось. Теперь во время приступов ее снова мучают сильнейшие судороги.  

В соцсетях

 Судя по комментариям в соцсетях, дефицит лекарств наблюдается не только у просто простых смертных, но даже у льготников. Картина одинаковая от Москвы до Владивостока.  И хорошо, если редкий медпрепарат можно купить за свои деньги, а когда необходимого лекарства нет совсем, люди ожидают его по нескольку месяцев.  

Татьяна Логинова

– Наверное, из-за санкций дефицит лекарств. Но говорят, что в Новосибирске наращивают производство многих жизненно важных препаратов. Дай Бог, скоро будет без перебоя. Мне вот в начале этого года было не достать гормоны для щитовидной. Сейчас уже нет таких проблем. Надеюсь с вашими лекарствами будет так же.  

Михаил Ведерников

 – Перебои с лекарствами возникли из-за того, что по некоторым уже состоявшимся аукционам были сложности с поставками лекарств. С поставщиками ведется претензионная работа.

 Галина Семенова

– Моей 93 летней маме уже два месяца лекарств не дают . Все покупаем.

 Катерина Чёрненькая 

– Мы уже 3 месяц ждем.

Ирина Савина

– Пока льготные лекарства можно получить только после бесконечных обращений в адрес комитета по здравоохранению. Приходится по несколько раз в месяц ездить в аптеку, а некоторые препараты покупать самой, потому что на очередь по получению ставят, а лекарств месяцами так и нет.

 Срыв аукционов

О том, что поставки лекарств из недружественных стран резко сократились, свидетельствуют и сорванные по вине поставщиков аукционы по госзакупкам медикаментов.

Как пишет аналитическая компания Headway, с начала 2024 года было сорвано 32,9% аукционов на госзакупки препаратов. Самая высокая доля несостоявшихся торгов пришлась на лекарства от ВИЧ и гепатита (рост с 17,2 до 47,3%). В Минздраве подтвердили, что некоторые поставщики не участвовали в торгах.

 По словам экспертов фармкомпаний, в этом году дистрибьюторы не могут позволить себе участвовать в аукционах по прежним ценам из-за роста расходов на логистику и другие параметры, влияющие на увеличение себестоимости. Отмену конкурсов на государственные закупки лекарств фиксировали и в прежние годы: в первом полугодии 2022 года, писал Forbes со ссылкой на Headway, доля несостоявшихся аукционов составила примерно треть от общего количества (32%).

Виктория Преснякова

В 2023 году, по оценке Headway, государство закупило лекарств на 864,3 млрд руб., что на 7% ниже показателя 2022-го (929,4 млрд руб). Аналитики связали это, в том числе, с уходом с рынка ряда оригинальных иностранных препаратов и перераспределением лекарственного бюджета на нужды российской армии.

Так из-за чего же возник дефицит лекарственных препаратов? Неужели во всем виноваты только западные санкции, и каким образом эту проблему можно решить? «Новому Взгляду» рассказала Директор СРО ассоциация независимых аптек, глава альянса фармацевтических ассоциаций, к.ф.н. Виктория Преснякова.

Свое производство мы потеряли  

По ее мнению, перебои с лекарственными препаратами начались еще в 2023 году. В частности, есть сообщения о дефиците детских антибиотиков в некоторых регионах нашей страны. Но исчезновение из обращения педиатрических антибактериальных препаратов — проблема общемировая. Такая же картина по некоторым взрослых позициям аптечного ассортимента.

 – Время от времени по тем или иным торговым наименованиям возникает дефектура медпрепаратов. Однако проблема сформировалась не сейчас. Напомню, что в советское время наша страна производила лекарства у себя по полному циклу. Более того, мы продавали субстанции за рубеж, в том числе и в Китай. Но в 90-е годы мы потеряли производство субстанций фактически на 90%, а может, и более. Это было связано с экономическими проблемами и перестройкой процессов в стране, – пояснила Преснякова.

Импортное оборудование

Кроме того, эксперт рассказала, что сегодня доля отечественных лекарств (включая локализованную иностранную фарму) составляет 60%, но большая часть этих препаратов по-прежнему зависит от импортного сырья. А логистическое плечо за последнее время увеличилось, доставка усложнилась и подорожала.

– Важно, что и оборудование на фармпредприятиях импортное. В итоге все эти факторы влияют на себестоимость продукции. Порой она выше зарегистрированной цены на препарат, а предприятие не может работать себе в убыток. Кто-то снимает лекарство с производства, кто-то запускает процесс перерегистрации цены. Процесс этот, несмотря на цифровизацию, небыстрый. Несмотря на всевозможные сбои в поставках, большинство препаратов имеют замену аналоговую или синонимическую. Однако, в отсутствие некоторых компонентов, которые не имеют аналогов, возникают трудности, – рассказала Виктория Преснякова.

В любом случае паниковать не стоит, считает специалист. Врач всегда может подобрать эффективную лекарственную замену и откорректировать ранее предложенную терапию.

05.04.2024 16:54:00