Фармацевтическая отрасль – это не только производители
Преснякова Виктория
Директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических ассоциаций
В марте все мы столкнулись с беспрецедентной ситуацией, которая привела к небывалому ажиотажному спросу на лекарства. По данным «Честного знака», объемы их реализации составили более 134 млрд. рублей (это почти в 3 раза больше, чем в прошлом году). Особенно часто приобретались препараты, которые применяют пациенты с хроническими заболеваниями – ежедневно и пожизненно. Так, по данным аналитиков, самым востребованным средством оказался «Бисопролол». В первый месяц весны наши соотечественники приобрели 8,8 миллионов упаковок этого лекарства (что также в три раза больше, чем годом ранее). Также были востребованы средства гормонально-заместительной терапии, антидепрессанты, кардиопрепараты и другие лекарства, как импортные, так и отечественного производства.
На сегодня пик пройден, люди запаслись препаратами на полгода вперед. Спрос заметно сократился, в мае ожидаемо дальнейшее падение реализации. Кроме того, отрасль столкнулась с проблемами логистики. Цепочка поставок еще выстраивается, вопросы продолжают решаться. Для этого необходимы время и ресурсы.
Тем не менее, ситуация в фармсекторе стабильная. Дефицита медикаментов мы не ожидаем: лекарства поступают по всей товаропроводящей цепочке, над их доступностью, в том числе и ценовой, ведется постоянная работа.
Наши предприятия и регулятор справляются с вызовами нового времени. Фармацевтическое сообщество понимает свою миссию, поэтому никто из зарубежных партнеров не отказался поставлять ни готовые формы, ни субстанции. При этом растет доля отечественных препаратов, не уступающих по качеству и эффективности иностранным аналогам. В отрасли появляются новые участники. Например, в апреле был зарегистрирован отечественный L-тироксин. Наши восточные коллеги (в частности, Иран и Пакистан) считают лекарственный рынок России перспективным и готовы поставлять в нашу страну и АФИ, и готовые формы. Отрасль и государство сегодня выстраивают свою работу так, чтобы как можно больше позиций заместить отечественными препаратами, особенно из перечня ЖНВЛП.
Положительная динамика импортозамещения видна и на пространстве ЕАЭС. Начиная с 2019 года в фармацевтической промышленности происходит наращивание доли национального производства как для внутренних потребностей, так и для расширения экспорта в дружественные страны. В нынешних условиях евразийский рынок имеет большое значение, вместе мы сможем быстрее выстроить новый формат фармотрасли.
Важно, что и сегодня регулятор принимает меры для ее поддержки. В частности, сокращен срок госрегистрации лекарств. Для системообразующих предприятий фармацевтической и медицинской промышленности запускается специальная программа поддержки, благодаря которой они смогут получить независимые банковские гарантии со льготной ставкой комиссии. Для предприятий она составит 1%, а банкам будет компенсироваться до 2%. Кроме того, до конца 2023 года упрощена сама процедура регистрации препаратов. Разрешены ввоз и реализация зарегистрированных медикаментов в упаковках, изначально предназначенных для обращения в иностранных государствах.
Помимо общероссийских мер поддержки для фармсектора, интересны региональные решения. Например, московская фармацевтическая отрасль – это 84 предприятия, на которых трудится более 11 тысяч человек. За последние пять лет в столице в пять раз увеличились объемы производства лекарств. По итогам прошлого года в Москве отгрузили готовой продукции на 345 млрд. рублей, а общий объем инвестиций вырос в 4 раза и составил 14,4 млрд. руб. Для поддержки жизненно важной отрасли правительство города уже заключило 4 офсетных контракта на поставки лекарств и медизделий. Это долгосрочные соглашения, вся продукция будет реализована на территории Москвы. Общая сумма поставок – более 40 млрд. рублей.
Правительство и профильные ведомства контролируют и поддерживают отечественные фармпредприятия. И это правильно. Тем не менее, наша ассоциация не устаёт повторять на всех площадках, что фармацевтическая отрасль – это не только производители, но и дистрибуторы, и аптеки.
Последним сегодня приходится в особенной степени нелегко. Они стоят лицом к лицу с покупателем-пациентом. Весь эмоциональный накал, который всегда присутствует в трудной ситуации, посетители выплескивают на фармацевтов и провизоров за первым столом. Однако винить аптеки в повышении цен на лекарства (или в отсутствии тех или иных наименований) в корне неправильно. Цены зависят от многих факторов, их повышают и производители, и поставщики. В марте, несмотря ни на что, аптеки сохраняли свою наценку, а некоторые препараты переоценивали «в минус» – т.е. снижали собственную рентабельность, чтобы медикаменты оставались доступными.
К сожалению, многие считают, что аптеки смогли хорошо заработать на ажиотажном спросе… Это иллюзия: объемы реализации выросли, а вот выручка – нет. Аптеки готовились к отпуску противовирусных препаратов (в т.ч. для лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции). Данные группы лекарств были закуплены в достаточном количестве, так и оставшись невостребованными.
В марте поменялись условия работы с дистрибуторами: большинство перешли на работу по системе предоплат, и в связи с этим возникла острая нехватка оборотных средств в аптечных организациях. Тем не менее, уверяю – аптеки делают все, чтобы сохранить доступность препаратов для населения.
Наша ассоциация понимает, что сегодня необходима поддержка МСП в регионах. «Общие» меры поддержки, к сожалению, на аптеки не распространяются. Поэтому мы направили предложение по поддержанию фармацевтической розницы (особенно это касается малых и средних аптечных предприятий) в удаленных, труднодоступных и сельских районах, в Государственную Думу, Совет Федерации и «Деловую Россию». Очень надеемся, что наша инициатива найдет понимание.
Среди корректировок нормативно-правовой базы, принятие которых ожидается совсем скоро, нельзя не отметить законопроект о производственных аптеках. Документ очень важен, он позволит решить проблему лекарственного обеспечения в тех случаях, когда нужна особая дозировка или форма введения препарата. Например, в Приморье во время локального дефицита того же L-тироксина производственные аптеки готовили его сами, и проблема с доступностью лекарства была решена. А в Сургуте закрывают единственную в регионе производственную аптеку, которая обеспечивала потребности целого региона (!) в лекарственном обеспечении, и сохранила не только уникальное оборудование, но и профессиональные кадры. А вот специалистов для производственных аптек сегодня уже не хватает. Этот вопрос также необходимо решать.
Аптеки стоят на передовой лекарственной безопасности страны. Они всегда были учреждениями здравоохранения, и только по классификатору сегодня относясь к торговле. Необходимо менять ОКВЭД. Должны произойти изменения в процедуре формирования минимального ассортимента и в требованиях по его соблюдению. Кроме того, СРО «Ассоциация независимых аптек» предложила разработать федеральную программу предоставления субсидий независимой региональной аптечной рознице и в ее рамках предусмотреть субсидии на создание и сохранение рабочих мест, на открытие аптек в малых городах, селах и труднодоступных районах.
Ведется сплоченная работа регулятора и отрасли. Мы прорабатываем все сценарии развития (фармацевтический сектор – среди приоритетных). В ближайшие несколько месяцев ожидается много структурных изменений. Но в целом, надеемся, будет только лучше.