Оптовые компании навязывают аптечным организациям правила игры. Их можно охарактеризовать одной фразой: «в одни ворота»


Участник Альянса Фармацевтических ассоциацийпредседатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик о дистанционной торговле лекарственными препаратами, экспансии маркетплейсов и игре в «одни ворота» с дистрибьюторами. Экспертный комментарий о том, как работать и развиваться в сегодняшних условиях рынка на портале «Московские аптеки».

bc44a94445d86d2c86d049ea7015efc0.jpg

Появление дистрибуторской лицензии у почтового оператора оцениваю крайне отрицательно. Так же, как и появление массовой электронной коммерции (т.е. маркетплейсов) в сфере лекарственного обращения. Есть большие сомнения по поводу правильности, да и возможности выполнения такими компаниями всех требований, предъявляемых к работе с лекарственными препаратами. Непрофильному предприятию выполнить эти правила крайне затруднительно. А если что, для гигантов рынка это будет просто очередной проект… Не получится – закроют, ведь вопрос о денежных средствах стоит не так уж остро. А если закроются маленькие единичные аптечные предприятия… Это крайне негативный сценарий.
Конечно, с приходом почтового оператора в сегменте дистрибуции серьезные перемены маловероятны. На мой взгляд, предприятия государственного уровня вряд ли должны заниматься бизнесом. У них другие задачи и функции, значительно больше ресурсов, чем у «средней» аптеки или аптечной сети.
Выдержит ли классическая аптека экспансию со стороны почтовой компании и маркетплейсов?
Здесь вопрос скорее к регуляторам. Если они допустят обратное – и аптека не выживет – в экономике наступит катастрофа. И произойдет гибель классической модели фармацевтики.
Мне кажется, такой ошибки, способной повлиять на существование розницы фармрынка в глобальном масштабе, допускать нельзя. Ничего хорошего для пациента в части доступности и качества оказания фармацевтической помощи (именно помощи, а не услуги!) не произойдет.
Чтобы сохранить классическую аптеку и классического фармацевтического дистрибьютора, важно ограничить деятельность маркетплейсов. А также ограничить участие в фармотрасли таких гигантов, как крупнейшие банки или почтовый оператор.
Стоит обратить внимание и на уже существующие проблемы взаимодействия на участке «дистрибьютор – аптека». В процессе нашей более чем десятилетней работы сильнее всего проявлялась одна многолетняя тенденция: оптовые компании навязывают аптечным организациям правила игры. Их можно охарактеризовать одной фразой: «в одни ворота». И это не наши ворота. С учетом такой политики делать продуктивные шаги со стороны аптеки едва ли уместно и не имеет смысла. Ведь для большинства дистрибуторов аптечное учреждение, к сожалению, – просто клиент, условия работы с которым уже определены заранее. Но должно ли сотрудничество проходить в одностороннем формате?
Увы, в сегодняшней ситуации единственный способ смягчить неравенство – это участие в маркетинговом союзе, который помогает аптечной организации хотя бы немного усилить свои позиции в конкурентной борьбе. Однако корректна ли подобная расстановка сил, если и дистрибуция, и аптека решают одну общую задачу – обеспечить лекарством пациента?
Проблем в сфере расчетов между аптекой и дистрибутором на фоне пандемии не появилось. Но, к сожалению, вернулось понятие «дефицит», или же стойкая дефектура (этот термин более привычен для фармацевтического специалиста). Однако само явление стало несколько иным. Сегодня есть именно классический дефицит – определенных наименований лекарств мало, и они распределяются по предоплате. Увы, тенденция к увеличению дефектуры не прекращается. И это еще одна срочная задача.
Яговдик Дмитрий
Председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области
09.09.2021 12:47:00