ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ УВАЖЕНИЕ, НУЖНО ОГРАНИЧИТЬ КОНКУРЕНЦИЮ

photo_2022-09-29_15-06-14.jpg

На мой взгляд, главная сложность в работе нашей поликлиники – это кадровый голод, который обусловлен низкой заработной платой специалистов и слабой инфраструктурой для жизни в самом населенном пункте. Получается, что работают люди по призванию (надолго ли хватит такой мотивации, когда не хватает самого насущного?) или из-за безвыходности положения.

Фотеев Антон


Директор аптечной сети "СоВа" (г. Ульяновск), участник СРО Ассоциация независимых аптек


 

Кроме того, врач большую часть времени посвящает заполнению бесконечного количества бумаг, а не осмотру пациента. Отсюда ошибки в назначениях и оформлении рецептов. Наиболее частый вид рецепта – надпись на листке из блокнота, хорошо, если не брендированного...

Отказывать людям с такими "рецептами" тяжело, ведь они ни в чем не виноваты. Решение же этой проблемы должно начинаться с увеличения зарплаты врача – настолько, чтобы на каждое место можно было устраивать конкурс из желающих. И, конечно, тотально облегчать административно-организационные вопросы. Наличие рецептурных бланков или чрезмерного количества документов, обязательных к заполнению для медицинского работника, – проблема именно такого характера.

Что касается аптеки, то здесь кадровый голод вызван варварской экспансией крупных аптечных компаний: часто их "точки" открываются "дверь в дверь", да еще и по несколько "штук". По сути, нет никакого дефицита фармацевтов – есть лишь неуемные амбиции и конкурентная борьба федеральных сетей, которые готовы открыть три аптеки в ряд и работать в убыток ради банкротства соседа. Поэтому проблему надо решать ограничением конкуренции. Если же "решать" ее за счет увеличения количества специалистов, то через какое-то время им придется переучиваться и осваивать другие профессии. Ведь такого количества сотрудников не потребуется через 5-10 лет, когда сети окончательно вытеснят единичные аптеки.

К тому же, сейчас активно идет "либерализация условий" для крупных игроков. Например, для маркетплейсов совсем не обязательно иметь сотрудников-фармацевтов в "точках выдачи". Очевидного решения здесь не вижу. Может быть, запретить получать лицензию, если в радиусе 500 метров уже есть работающая аптека? Но тогда нужно и ограничивать количество аптек на условные квадратные километры для одной организации, иначе "федералы" займут все пространство "впрок".

Со всеми сегодняшними сложностями (в первую очередь, правового и организационного характера) нам помогает разобраться СРО "Ассоциация независимых аптек". Без саморегулируемой организации мы бы погрязли в огромном потоке информации, которую самостоятельно невозможно рассортировать, учесть и использовать в работе. Огромное количество нормативных актов нужно не просто отслеживать – в них необходимо разбираться, их необходимо применять. Считаю, что законодателям нужно серьезно задуматься насчет организации регулирования в фармации. Нормативно-правовой базе, в которой должна ориентироваться аптека, очевидно, не хватает четкости и системности.

Как вернуть уважение к фармацевту? Еще раз подчеркну: для этого нужно ограничивать конкуренцию! Потому что, когда в одном здании открывается три аптеки, то они думают о том, как заработать деньги на аренду и зарплату сотрудникам, а не о проблемах посетителя-пациента. И вместо роли помощника начинают выполнять совсем другую роль, которая мало кому по душе. В результате сегодня происходит парадокс: кто активнее стремится к деньгам клиента (а речь все-таки о человеке, который болеет и нуждается в квалифицированной помощи специалиста), тот быстрее развивает свою сеть и захватывает те аптеки, которые действительно стремятся вести фармацевтическую помощь. Такая вот обратная селекция… И о каком уважении при подобном алгоритме может идти речь?

Кроме ограничения числа аптечных "точек" на единицу площади города или поселка, обязательно нужно переходить от фиксированного размера штрафа к процентам от оборота. Штраф в 150 тысяч для мелкой аптеки – это банкротство, а для крупной сети – смех. Безнаказанность рождает безответственность.

В серьезных корректировках нуждается и система НМиФО. С моей точки зрения, это маскировка полностью нерабочей системы сертификации специалистов, которая погрязла в целом ряде проблем. Прикрывать нерешенные вопросы сложностью – не выход. Считаю, что это все нужно либо отменить, либо оставить только ту часть, где баллы набираются на государственном сайте - прошел тему, сдал тест, получил баллы, пришел срок, автоматически прислали готовый сертификат. Да и вообще, насколько она необходима?

Баллы и знания – все-таки не одно и то же… Можно просто вести реестр фармацевтов на том же сайте, где указывалось бы, допущен ли фармацевт к работе.

 


29.09.2022 15:29:00