Бизнес готов исправить формулировки закона “О регулировании аптечных сетей”
В законопроекте “О регулировании аптечных сетей” ко второму чтению изменят формулировки с учетом рекомендаций экспертного сообщества. Документ предполагает внесение поправок в федеральные законы «Об обращении лекарственных средств» и «Об основах охраны здоровья граждан России». Депутаты нового созыва готовы обсуждать законодательную новеллу с бизнесом. В первом чтении законопроект был принят в феврале, чем вызвал шквал вопросов. Специалисты видят в нем угрозу национальной лекарственной безопасности.
СРО Ассоциация независимых аптек и Альянс фармацевтических ассоциаций совместно с производителями и дистрибьюторами в ближайшее время вновь подготовят свои предложения по внесению изменений в законопроект. Такое решение было принято в ходе круглого стола Ассоциации российских фармацевтических производителей «Нормативное регулирование взаимодействия производителей и розницы. Бонусы – движение вперед или откат назад» в рамках международной выставки «Аптека».
«Изменить то, что уже сделано невозможно, но сделать выводы, проанализировать ошибки, поменять формулировки – просто необходимо, — считает директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. – В противном случае пострадают в первую очередь пациенты и, конечно, участники фармацевтического рынка. По моему мнению, прежде всего это коснется отечественных производителей недорогих лекарств. Препараты низкого ценового сегмента (до 100 рублей) и вовсе могут исчезнуть из аптек, государство же лишится значительной части налоговых отчислений».
По данным DSM Group лекарства этой ценовой категории в упаковках составляют более 49%. Дешевый сегмент лекарственных средств за последние 10 лет сократился в два раза, виной всему жесткое регулирование цен на препараты перечня ЖНВЛП и снижение оптовых и розничных надбавок на фоне мирового подорожания субстанций.
Рентабельность аптечных сетей, особенно в регионах, с каждым годом падает. Удержать цены малому и среднему бизнесу помогает только бэк-маржа. В противном случае лекарства станут недоступны для социально незащищенных слоев населения, а аптеки будут терпеть убытки, некоторые и вовсе могут закрыться.
Производители полностью согласны с аптечным сообществом. Ограничение маркетинговых бонусов 5% приведет к ужесточению конкуренции. Новым препаратам будет просто невозможно пробиться на аптечную полку.
“Аптеки, когда формируют свой ассортимент, ориентируясь на увеличение рентабельности сети. Данная мера может привести к тому, что производители окажутся в еще в более трудной ситуации”, - пояснила Ольга Смазная, заместитель коммерческого директора “Акрихин”.
«Отечественные и локализованные производители окажутся в самой непростой ситуации. Стоимость их средней упаковки намного ниже, чем у иностранных компаний. 5% для 100 рублей и 5% для 500 рублей, это совершенно разный доход. С рынка вымоется наиболее востребованный населением низкоценовой ассортимент. А это самая уязвимая и большая группа потребителей», — считает Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей.
Фармацевтический бизнес не всегда устраивает государственное регулирование. Когда есть ограничения, то о развитии бизнеса и конкуренции не может быть и речи. Генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей, председатель Общественного совета при Росздравнадзоре Виктор Дмитриев заявил, что в текущей редакции законодательная новелла не приведет к лекарственной доступности населения, а наоборот - создаст очередной коллапс.
«Как показывает опыт, любое новое регулирование несет больше негативного, чем позитивного. Поэтому коль закон нельзя остановить, то его нужно изменить, чтобы он не сделал плохо ни рынку, ни пациенту, ни регулятору», — отметил Виктор Дмитриев.
Производители уже направили свои предложения по исправлению документа в Государственную Думу. И получил поддержку со стороны новых народных избранников.
В рамках круглого стола Виктория Преснякова вновь предложила внести в законопроект понятие «фармацевтическая услуга». Прошлый состав законотворцев не успел изучить и принять аргументированную позицию СРО. Тем временем фармацевтическая услуга существует и развивается во всем мире. Часто она финансируется государством либо страховыми компаниями. В нее входит профессиональная консультация, отпуск препаратов, обращение с отходами, пропаганда ЗОЖ, работа с рецептами и многое другое. Введение фармуслуги на государственном уровне должно оказать положительное влияние на организацию фармацевтического дела в целом по стране.
В ближайшее время вышеназванные отраслевые ассоциации направят в органы законодательной и исполнительной власти консолидированную позицию бизнеса и предложения по изменению текущей редакции законопроекта.
“В сегодняшней ситуации и без того непростой, нельзя допустить, чтобы нововведение негативно отразилось на рынке в целом. Как представители социально-ответственной отрасли, глубоко понимающие все потенциальные риски, мы считаем своим профессиональным долгом принять участие в дальнейшей проработке формулировок законопроекта,в целях поддержания бесперебойности лекарственного обеспечения населения Российской Федерации”, - резюмировала Виктория Преснякова.
Напомним, что на подготовку законопроекта о регулировании аптечных сетей и совершенствовании лекобеспечения ушло два года. Документ предполагает не только ограничить маркетинговые бонусы в аптеках до 5%, но и ввести определение передвижной аптечный пункт, ограничить монополизацию на аптечном рынке, создать федеральный реестр фармацевтов, определить понятие аптечной сети, обязать фармацевтов указывать минимальную цену и наличие всех лекарств одинаковым МНН и многое другое. Законопроект получил отрицательное заключение Правительства и правового управления Госдумы, поскольку в нем, в основном, содержатся нормы, которые уже применяются на рынке на основании существующих федеральных законов и законодательных актов.