Аптеки vs маркетплейсы: лицензия, ответственность, доставка лекарств и RX в онлайне


Отношения между классической фармацевтической розницей и маркетплейсами, занимающимися продажей лекарственных препаратов, претерпели несколько этапов развития за короткий промежуток времени. Сначала аптеки категорически отвергали и настороженно наблюдали за этими сервисами, но со временем появились попытки налаживания взаимовыгодных отношений. Эксперты рынка обсудили дистанционную торговлю лекарственными препаратами в рамках фарм-батла "Аптеки VS маркетплейсы" на XXI "Аптечном саммите" в Москве.

Маркетплейсы не только отнимают у обычных аптек клиентов, но и значительные категории товаров. Онлайн-продажи парафармацевтики, биодобавок, медицинских изделий и безрецептурных лекарственных препаратов стали реальностью. С момента запуска эксперимента по дистанционной торговле рецептурными лекарствами все громче звучат предложения по подключению маркетплейсов к пилотному проекту.

«За 7 месяцев регулятором выдано всего лишь 26 разрешений на эту деятельность, и за это время было совершено всего 147 продаж. Из-за несоответствия ожиданиям, некоторые депутаты предлагают расширить количество регионов и разрешить маркетплейсам полноценно участвовать в эксперименте», - сообщила директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.

Это вызывало беспокойство участников фарм-батла, поскольку известные торговые площадки не получают лицензии на фармацевтическую деятельность и не несут ответственности, при этом отнимая у классической розницы значительную прибыль. По данным модератора дискуссии, директора по развитию РААС Дмитрия Кряжева «200 млрд рублей перекочевало из розничных аптек в онлайн пространство».

Представители же маркетплейсов утверждают, что они являются всего лишь витриной для аптек, дополнительным источником дохода и средством взаимодействия с потребителем. Только участники рынка не согласны с этим утверждением.

Виктория Преснякова отмечает, что доставка лекарств входит в лицензионные требования, и неправильные действия курьера могут привести к негативным последствиям: «были случаи, когда курьер привозил таблетки, которые все раздроблены, или в упаковке одна из ампул была разбита и т.п. За подобные действия должен отвечать исполнитель».

Однако, обе стороны согласны с тем, что онлайн-торговля и доставка лекарств на дом являются благом для пациентов, и необходимо искать пути сотрудничества и развития. Аптеки должны использовать инструменты, применяемые на маркетплейсах, чтобы удержать своих клиентов, такие как визуализация, информационная база и отзывы. Интерактивные экраны также могут быть использованы в аптеке, хотя это требует значительных затрат, но это будущее отрасли.


10.10.2023 15:20:00