Тема обсуждения не нова. Ещё в марте 2019 году я написал статью «Пять аргументов в подтверждение того, что провизор – не продавец, а аптека – не магазин». Заинтересованные читатели могут её найти в интернете, достаточно сделать запрос по названию.
Я присоединяюсь к тем 80% опрошенных сотрудников, которые считают, что аптеки должны официально перейти из ретейла в систему здравоохранения. Существование «на стыке» двух систем считаю неудачным из-за того, что с каждым годом фармацевтика всё больше и больше уходит в сторону розничных продаж. И нет ничего удивительного в том, что отношение к фармацевтам в ходе этого процесса превращается в отношение, близкое к тому, которое демонстрируется к продавцам магазинов.
Поставлю себя на место провизора «первого стола». Смело могу это сделать, так как по первому образованию я – провизор. Львиная доля моих однокурсников так и осталась работать в профессии, но ни один из них мне ни разу не сказал, что за прошедшие с момента нашего выпуска годы профессия стала более привлекательной и престижной. Скорее, наоборот.
У меня тоже возникает вопрос: «А стоило ли тратить пять лет учёбы в медицинском ВУЗе на то, чтобы ежедневно выполнять функции по сути продавца розничной торговли» ? И не потому, что меня этому учили, и я сознательно готовился к такой работе пять лет, а потому, что медицинская и социальная составляющая в этом бизнесе уступили место «продвижению» и «зарабатыванию».
Полностью согласен с Тамарой Олеринской — аптеки постепенно совсем превратились в аптечные магазины. Со своими правилами работы, иногда путающими, что в аптеках реализуются лекарства, а не товары повседневного спроса; что маркетинговые контракты и бонусы за их выполнение – это хорошо, но это точно не про лекарства; что фармацевтическое консультирование куда-то делось в силу ненадобности или невозможности; что работа аптеки почему-то не является социально значимым видом деятельности, хотя фармацевты, например, во время пандемии были «на передовой» наряду с врачами.
Приведу несколько примеров из опросов фармработников об их отношении к профессии и работе. В «Фармвестнике» было опубликовано небольшое исследование компании Top of Mind MR&C. В нём приняло участие всего 155 фармацевтических работников, но основными причинами разочарования в профессии, которые были отмечены примерно половиной опрошенных, стали две: «сужение профессиональных задач» и «из нас делают продавцов».
В исследовании портала «Фарма.рф» летом прошлого года приняли участие 561 фармработник. 71% участников имел стаж более 10 лет на момент опроса, но при этом 67% отметили, что имеют только 15-20 минут на обед, а то и вовсе не обедают; 10% работодателей запрещают сотрудникам сидеть во время рабочего дня; 76% опрошенных работает по 12 часов и более за смену. При этом ещё есть план, который нужно выполнять, иначе не получить премию; обязательным является соблюдение маркетинговых соглашений или продвижение своих собственных СТМ; присутствует наличие штрафов и ощущение того, что фармацевт превратился в «торгаша» (со слов интервьюированных). Вот тут точно можно сравниться с розницей, причём можно иногда и выиграть по части демотивирующих факторов.
Причём всё это отмечают подготовленные в специальных ВУЗах и училищах профессионалы. Которых заменить на других более «покладистых» и менее «привередливых» не получится – по стандарту профессии нужны опять же выпускники ВУЗов и училищ.
Может быть, и по этим вышеперечисленным в исследованиях причинам профессия, к сожалению, девальвирует? Жаль. Ведь речь идёт о лекарственной помощи населению, которую должны на всех её этапах оказывать профессионалы. Профессионалы здравоохранения, куда и должна быть отнесена фармацевтика.
И, наверное, было бы целесообразно в ситуации некой неопределённости с долгосрочным поведением иностранных производителей лекарств, маркировкой, периодической дефектурой тех или иных препаратов по разным причинам иметь отдельный государственный орган, отвечающий за лекарственную помощь населению.
Так что я за переход в систему здравоохранения.