АКТИВНАЯ ДОБАВКА К ЦЕНЕ


Попытка разобраться, почему в России дорожают БАДы и как это отражается на спросе

Рынок БАДов в РоссииСпрос на биологически активные пищевые добавки (БАД) в России не думает сокращаться. Потребитель продолжает голосовать за них рублем. Возможно, дело в моде на здоровый образ жизни, а может — в тренде на контроль и восполнение дефицита витаминов и микроэлементов. Наверняка есть и те, кто пытается использовать БАДы в качестве альтернативы лекарствам. Резюме: БАДы заняли устойчивую нишу на фармацевтическом рынке — и не только. В первом квартале 2024 года 10% аптечных продаж пришлись именно на биологически активные добавки. При этом БАДы стабильно дорожают: если в апреле прошлого года средневзвешенная цена за упаковку составляла 304 рубля, то к апрелю 2024-го она выросла до 335,5 руб., то есть на полновесные 10%.

Видимо, подорожание БАДов покупателей не останавливает: в структуре продаж в этом году наиболее активную динамику показывают именно дорогие добавки, которые стоят более 1000 руб. за упаковку. При этом нельзя говорить, что россияне отдают предпочтение иностранным производителям. За год доля импортных БАДов снизилась на 3% в рублях и на 1,8% в упаковках. Получается, дорожают именно российские товары, а потребитель продолжает их активно покупать.





Тяжелая доля импорта


Про импортные добавки нужно сказать отдельно, так как ряд экспертов говорят, что покупать некоторые из них, которые попадают в Россию обходными путями, может быть рискованно. После закрытия доступа к американскому маркетплейсу iHerb товары, пользовавшиеся ранее популярностью, стали попадать на российский рынок по «серым» схемам. Они не только не имеют российского свидетельства о регистрации, но и могут привозиться частными лицами без соблюдения условий хранения. А способ доставки «в чемодане» выводит цену на новую высоту. Существует и параллельный импорт БАДов — это легальный способ доставки в Россию тех добавок, которые пропали с рынка. В этом случае товар проходит растаможку, а значит его документация проверяется, а условия хранения — соблюдаются. Но обходные пути, опять-таки, существенно повышают цену для конечного потребителя.

Зарубежные производители, которые остались на российском рынке, так же вынуждены корректировать стоимость своей продукции — как минимум из-за инфляции. В 2024-м она продолжает расти. Если ситуация не поменяется, то среднегодовая инфляция по итогам текущего года составит 8,3%, что превысит прошлогодний показатель. Это неизбежно повлечет за собой рост цен на импортные добавки.


Нашим — легче?


Казалось бы, в этой ситуации российские БАДы оказались в выигрышном положении. На фоне неизбежно дорожающих иностранных добавок наши могут замахнуться на увеличение доли рынка за счет более доступных цен. Но российские БАДы тоже становятся дороже. Ответ на вопрос «почему?» становится понятен, когда понимаешь, чего стоит российским производителям сохранить качество, ассортимент и саму возможность осуществлять производство.



Светлана Константинова, инженер-технолог линейки БАДов «Цитамины®» российской фармкомпании ООО «ГЕРОФАРМ»


«Мы всегда стремились брать максимально высокую планку при производстве нашей линейки БАДов. Так, для производства Цитаминов выбрали итальянское и немецкое оборудование и заключили договоры с поставщиками сырья, соответствующего всем требованиям международных стандартов качества. В последние три года возникла проблема поставок сырья, запасных и расходных материалов для оборудования от европейских поставщиков. Чтобы выполнить план производства и не потерять в качестве, мы переключились на альтернативных поставщиков. Что-то удалось ввести бесшовно, а что-то — только путём наработки экспериментальных (некоммерческих) серий, которые не шли в продажу. С частью европейских подрядчиков нам удалось провести успешные переговоры. Где-то мы смогли найти и достойные российские альтернативы — например, заменили немецкое программное обеспечение российским, хотя это и потребовало переобучения персонала».



По мнению директора СРО «Ассоциация независимых аптек», главы Альянса фармацевтических ассоциаций Виктории Пресняковой, аптечные сети тоже не стоит обвинять в подорожании БАДов:


«В стоимость любого БАД входят затраты на сырье, производство, логистику, продвижение. Подорожание топлива или изменение тарифов ЖКХ, конечно же, сказываются на конечной цене продукта. Кроме того, с этого года БАДы подлежат обязательной маркировке в системе «Честный знак», затраты на получение и нанесение специального защитного кода тоже влияют на увеличение себестоимости. Но эти меры дают потребителю дополнительную гарантию безопасности и качества продукции».


Фактически российские производители БАДов, которые работали с иностранными партнерами, попали в еще более сложное положение, чем международные игроки, для которых российский рынок был лишь одним из направлений продажи продукции. В изменившихся международных условиях компании, производящие и продающие БАДы в России, вынуждены ходить по тонкой грани, чтобы одновременно сохранить качество и приемлемую цену.


Дилемма: БАДы дорожают, но их все равно берут


За годы бума на БАДы отечественный потребитель научился внимательно читать этикетку и разбираться в нюансах. При покупке потребитель интересуется, активная ли у витамина форма, обогащен ли БАД дополнительными веществами, способствующими его усвоению , и соответствуют ли дозировки дневным нормам. Все это делает конкурентоспособными тех производителей, которые делают ставку на качество, — именно оно стало главным критерием выбора между альтернативными вариантами БАДов для покупателя.

Поэтому российские производители прибегают к дополнительным мерам подтверждения качества продукции на всех стадиях производства, начиная от выбора поставщиков сырья и материалов.


«Входной контроль всех компонентов, мониторинг каждой стадии производства и выпускающий контроль готовой продукции, удостоверение качества на каждую выпускаемую серию и знаки добровольной сертификации — это уже обязательный минимум элементов защиты качества, который может убедить потребителя в правильности выбора», — считает Светлана Константинова.


Подорожание БАДов неизбежно и оправдано, но оно вряд ли остановит осознанных потребителей с высокими требованиями к этому виду средств, живущих по принципу «на здоровье не экономят». Глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова предостерегает от бездумного потребления биодобавок:


«С бесконтрольным потреблением БАДов необходимо бороться. То, что врачам позволят рекомендовать БАДы, должно помочь. Врач будет руководствоваться клинической картиной и теми веществами, которые входят в состав БАДа. Но для этого необходимо разработать специальный документ — классификатор БАДов, в котором будут учтены все биодобавки, имеющиеся на рынке, и прописаны схемы их применения».


БАДы: роль и место в мире


Биологически активная пищевая добавка — это концентрированный источник витаминов, микро- и макроэлементов, аминокислот, растительных и животных продуктов, бактерий. Рынок БАДов сформировался давно, но наибольший рост он пережил в пандемию COVID-19, когда в отсутствие терапевтических схем люди стремились максимально укрепить организм, чтобы он лучше сопротивлялся вирусам и легче восстанавливался после заболевания. После окончания пандемии темпы роста несколько снизились, и, тем не менее, согласно прогнозам, к 2028 году объем мирового рынка БАДов составит 300 миллиардов долларов.

БАДы воспринимаются как более безопасный и естественный способ улучшить состояние своего здоровья. Согласно опросу, проведенному в 2023 году, 74% взрослых американцев принимают добавки, а 55% делают это на регулярной основе. Научное сообщество также начинает относиться к БАДам более серьезно — проводятся клинические исследования, удается доказывать эффективность таких добавок, как полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3, витамин С, витамин D, куркумин, глицирризиновая кислота, дигидроквецетин и многие другие.


БАДы — на стыке пищевой промышленности и фармакологии, и споры относительно того, как именно нужно регламентировать их производство и продажу, ведутся по всему миру. Законодательства США, ЕС и Китая относительно контроля качества БАДов и правил их регистрации в значительной степени разнятся.

Схожие процессы происходят и в России. До недавнего времени все БАДы, продающиеся в РФ, должны были получить только свидетельство о государственной регистрации (СГР) Роспотребнадзора наряду с другими изделиями пищевой промышленности: проверяется состав добавок, его безопасность, регламентируются правила хранения и продажи. Однако это правило соблюдали далеко не все производители, особенно в сфере онлайн-торговли. В июне 2022 года «Центр стратегических разработок» провел независимую оценку соответствия дистанционной торговли БАДами требованиям законодательства. Проверка выявила как высокий уровень нарушения правил оформления карточек товара, так и ощутимый прирост количества товаров с превышением допустимой дозировки активных веществ и даже содержащих токсичные и запрещенные для продажи в России вещества.

В итоге с 1 сентября 2023 года всех производителей и импортеров БАДов обязали регистрировать товары в государственной системе маркировки. Одновременно с ужесточением контроля за БАДами начался встречный процесс — легитимизации их применения в медицинской практике. Если ранее врачи не имели права выписывать БАДы (только порекомендовать), то в мае 2024 в правительство был подан законопроект о создании перечня БАДов, которые могут быть рекомендованы к выписке при определенных заболеваниях.



19.07.2024 16:40:00