Золотой ключик открывает путь к успеху


Продолжаем рассказывать о прошедшей в Воронеже конференции «Золотой ключ к успеху» для партнеров Ассоциации новых независимых аптек (начало см. https://phmlife.ru/nastoyashchaya-apteka/delimsya-opytom/1172-konferentsiya-kak-effektivnyj-sposob-rosta-i-razvitiya-biznesa.html). 

Участниками ежегодного мероприятия стали около 100 представителей региональных и локальных аптечных сетей, фармацевтических компаний, дистрибьюторов и экспертов рынка.

Сегодня в центре внимания важные вопросы, среди которых регулирование лекарственного рынка, аналитика и тенденции развития фармацевтической розницы в новых реалиях. В рамках конференции эксперты подвели итоги прошедшего года, сделали прогнозы на ближайшую перспективу и обозначили тренды, которые будут влиять на дальнейшее развитие фармрозницы, а ведущие игроки рынка поделились своим опытом.
Аптеки испытывают повышенное внимание как со стороны потребителей, так и регуляторов.  Идет восстановление аптечного производства, возрождение Главного аптечного управления, звучат предложения по поддержке фармацевтических кадров, изменении статуса аптеки в системе здравоохранения, выдвинута инициатива по развитию фармации на отдаленных территориях. Но любое даже самое благое начинание в конечном итоге обостряет и без того болезненное состояние аптечного сегмента.

«Мобильные аптеки – дело важное и нужное. Главное, чтобы они стояли не возле метро, где плотность аптек зашкаливает, – обратила внимание директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. – Нужен механизм обеспечения сельских жителей лекарственными средствами. Отсутствие аптек – проблема многих отдаленных районов. Небольшое население и малый товарооборот делает это направление нерентабельным и малопривлекательным для коммерческих аптек. Освобождение сельских аптек от оплаты аренды, коммунальных платежей, налоговые преференции и другие льготы могло бы существенно изменить ситуацию».

По данным маркетингового агентства DSM Group, в России работает 72,5 тысячи аптек, и эта цифра продолжает увеличиваться за счет развития федеральных сетей в больших городах. Они лидеры и по количеству точек, и по обороту.

«На карте нашей страны 155 тысяч населенных пунктов и только в 6 тысячах из них есть аптеки. Если смотреть на плотность, то это 48 аптек на 100 тысяч населения. К примеру, Воронежская область входит в ТОП-5 регионов с высокой плотностью: 63 аптеки на 100 тысяч населения, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. В регионе зарегистрировано 1500 аптечных организаций, из них 40% — это федеральные сети. К Воронежской области относится 1700 населенных пунктов, только в 127 есть аптеки и аптечные пункты», - обратила внимание Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований DSM Group.

Не осталась в стороне и тема жесткой конкуренции, взаимоотношения игроков товаропроводящей цепочки, рентабельности бизнеса и снижения покупательской способности. Несмотря на все сложности и отрицательную динамику начала года рынок вышел в положительную зону как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Аналитики уверяют, что рост рынка продолжится и по итогам года он вырастет от 4 до 8% в зависимости от внешних факторов. По сравнению с пандемийным периодом изменилась структура потребления лекарственных препаратов. Сейчас большую долю в аптеках занимают препараты с ценой от 150 до 300 рублей, а лекарства с ценой до 50 рублей занимают лишь 16% от общего объема продаж. Россияне за последнее время все больше заказывают аптечный ассортимент онлайн, а затем выкупают в удобной аптеке. Пациенты ищут на сайтах агрегаторов и маркетплейсов более привлекательную цену, поэтому для привлечения клиентов аптеки вынуждены снижать наценку.

В рамках деловой программы прошли также презентации компаний-партнеров и продуктов: коммерческий директор PharmaOcean Мария Русинова представила новинки бренда «Доктор Море»руководитель группы по работе с ключевыми клиентами ООО «Бионорика» Наталья Косухина рассказала о преимуществах и свойствах препаратов компании, идеальную формулу работы по контракту на примере препаратов компании «Канонфарма» представила  менеджер по работе с аптечными сетями и ключевыми клиентами ЦФО Анна Игнатьева. Неподдельный интерес аудитории вызвала аптека будущего. Юрий Казьмин, генеральный директор «Дизайн-Вектор», представил электронные витрины, роботов и другие эффективные методы продаж.

Еще одним блоком деловой программы конференции стали мастер-классы от бизнес-тренера и эксперта в области фармацевтического маркетинга Олега Гончарова. Ради этого тренинга некоторые представители фармацевтической розницы проделали путь длиной в тысячу километров.

«Сегодня было красноречивое выступление Юрия Леонидовича, который показал Вам аптеку будущего. Только несмотря на все технологии, которые порой кажутся космическими, центральное место в аптеке занимает наш специалист – его величество первостольник. От которого многое зависит. Но сколько бы мудрых слов ты ни произнес, сколько бы ни прочел, толку от них не будет, если ты не применяешь их на практике, - считает Олег Гончаров. - Чтобы побуждать других, необходимо уметь вызывать эмоции, в принятии решений они играют важнейшую роль».

«Формулировать свою цель нужно очень конкретно. Если в приоритете – карьерный рост, важно чётко определить, какую должность вы стремитесь получить. Если вы хотите стать высококвалифицированным специалистом, то сформулируйте, что вы под этим подразумеваете: какие знания вы стремитесь получить, чему научиться, каких профессиональных достижений или научных званий вы хотите добиться», - делились участники конференции в своих выступлениях.

Закончилась конференция оживленной дискуссией между врачами и фармацевтами. Не обошлось, конечно, без взаимных претензий друг к другу. Но главный вывод - необходимо возрождать и укреплять межпрофессиональное взаимодействие в интересах пациента.

 
23.06.2023 09:51:00