Вузы не смогли набрать абитуриентов по направлению «Фармация» на бюджетные места


В конце августа несколько вузов объявили дополнительный набор на обучение на бюджетных местах по направлению «Фармация». Это связано с тем, что не все бюджетные места оказались востребованы по итогам основной приемной кампании. Насколько успешной оказалась вторая попытка и чем кампания этого года отличалась от предыдущих, выяснил «ФВ».

Как прошла кампания-2023

Среди вузов, которые объявляли допнабор на обучение на бюджетных местах по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация», были Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ), Пермский университет (кампания не завершена, документы принимают до 25 сентября), Северный государственный медицинский университет (СГМУ, Архангельск), Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), Курский государственный медицинский университет и Марийский государственный университет. «ФВ» направил руководителям этих образовательных организаций запросы с просьбой сообщить об итогах дополнительного набора и особенностях приемной кампании 2023 года, однако ответы предоставили лишь три из них.

В СГМУ итоги вступительной кампании считают удовлетворительными, хотя пять бюджетных мест из 19 так и остались вакантными. Количество бюджетных мест на «Фармации» за год сократилось всего на одно (в прошлом году их было 20). 

«В этом году основным способом подачи заявления на поступление был электронный, — поясняет ректор СГМУ Любовь Горбатова. — Через Госуслуги нами было получено 75% заявлений от поступающих на программы бакалавриата и специалитета. Зачисление же проходило в соответствии с приоритетами, указанными абитуриентами при подаче заявления, тогда как в предыдущие годы оно проводилось на основании заявления о согласии на зачисление».

Бюджетные места на «Фармации» оказались не востребованными, в том числе потому, что будущие студенты в приоритетах указали другие медицинские специальности. Так что в вузе констатировали «снижение интереса абитуриентов к специальности в последние несколько лет».    

В медицинском институте Петрозаводского государственного университета дополнительный набор тоже не помог полностью «укомплектовать» первый курс: два бюджетных места из 15 остались не заполнены. Впрочем, сейчас увеличилось и количество мест для будущих провизоров. В прошлом и позапрошлом году у вуза было 9 и 10 бюджетных мест соответственно, и все они оказались востребованными.

Генеральный директор аптечной сети «Уралнет» (Свердловская обл.) Александра Копылова: «У нас в коллективе примерно 40% провизоров: все заведующие аптеками, персонал производственной аптеки и 60% фармацевтов и среднего медицинского персонала (который либо учится на фармацевта, либо планирует сделать это в ближайшее время) — за первым столом. Естественно, разница в зарплате присутствует, система мотивации у заведующего и первостольника различается».

«Наблюдается снижение интереса к специальности «Фармация», — говорит директор мединститута Александр Балашов. — Из разговора с абитуриентами выяснилось, что многие считают пять лет обучения «неоправданно много для продавца аптек», что для работы за первым столом вполне достаточно среднего профессионального образования».

По словам Балашова, недобор студентов на первом этапе может говорить о высоком среднем балле для поступления, который был не у всех абитуриентов. На втором этапе проходило зачисление выпускников школ, которые еще не определились с будущим местом учебы. Вместе с тем интерес иностранных граждан к фармации не спадает, резюмирует эксперт. В этом году в ПетрГУ было зачислено шесть студентов из Замбии.

Количество бюджетных мест в Институте фармации, химии и биологии БелГУ в последние три года стабильно увеличивалось: с 53 в 2021-м до 65 в 2023 году. В этот раз их все же удалось «укомплектовать» со второй попытки. Правда, если в 2019 году 67% поступающих были иногородними, в 2021-м — 43%, а в 2023-м — 10%. В самом вузе это объясняют «особенным положением Белгородской области». 

«Необходимо отметить рост числа абитуриентов, имеющих среднее специальное медицинское или фармобразование: за четыре года оно выросло с 5 до 60%, — подчеркивает директор Института фармации химии и биологии БелГУ Андрей Присный. — В 2020 году таких поступающих было трое, в 2021-м — девять, в 2022-м — 18, а в 2023-м — 39. Для обучения студентов, имеющих СПО, в Институте фармации, химии и биологии проведено совмещение учебных планов СПО и вуза, в результате чего обучение таких студентов сокращается до четырех лет (на 1 год)».

Институт фармации, химии и биологии БелГУ поддерживает и развивает связи с фармпредприятиями региона (АО «Верофарм», ОАО «Эдванс Фарма», АО «ПИК-Фарма Хим» и др.).

По мнению Присного, о снижении востребованности направления  «Фармация» среди абитуриентов говорить не приходится. Скорее, меняется вектор направления развития с высшим фармацевтическим образованием с аптечного сектора на более широкий: организационно-производственный и научно-технологический, что соответствует современным трендам развития страны.

Директор по персоналу ГК «Аптечная сеть 36,6» Полина Бетина: «В нашем коллективе более 65% сотрудников получили среднее фармацевтическое образование, и они успешны. По моему наблюдению, многие специалисты сначала получают опыт работы в аптеке, ключевые навыки, определяют свой карьерный путь и идут продолжать обучение в высшие учебные заведения — по направлению как фармации, так и менеджмента, маркетинга. Я бы сказала, что высшее образование фармспециалисту дает более широкий спектр возможностей для карьеры».Разница между фармацевтом и провизором

В прежние годы высшее фармацевтическое образование было очень востребовано, вспоминает президент ассоциации «Фармацевтическое содружество» Наталья Назаренко

«Когда я поступала в вуз, конкурс был восемь человек на место, — говорит эксперт. — В настоящий момент, к великому сожалению, его престиж падает, потому что нормативно фармацевтов и провизоров практически уравняли. Думаю, высшее фармацевтическое образование актуально в тех регионах, где есть фармпроизводство. Могу предположить, что с ростом фармпромышленности востребованность мест в вузах данного направления в таких территориях тоже будет расти»

Руководитель аптечной сети «ДНК» (Владикавказ) Лейла Касумова: «Не могу сказать, сколько у нас фармацевтов и сколько провизоров. Главное, чтобы каждый был на своем месте. У меня есть фармацевты, которые после окончания экономического факультета отучились в медколледже и с первого курса получали практические знания на базе моей аптеки. Это сильные, мотивированные специалисты, которые осознанно пришли в профессию, она им интересна, и они в ней развиваются».  

Провизор имеет преимущество перед фармацевтом с точки зрения возможностей профессиональной реализации. Он может реализовать себя в разработке, фармпроизводстве, различных химических и микробиологических лабораториях и т.д., констатирует доц. кафедры фармацевтической технологии с курсом медицинской биотехнологии ПМФИ — филиала ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России Владислав Верниковский. 

«Всего этого фармацевт лишен, его удел — только аптека», — добавляет эксперт.

В этом году недобор абитуриентов на отделение «Фармация» наблюдается и в учебных заведениях СПО, комментирует новость о допнаборе в вузы на сайте «ФВ» преподаватель Усольского медицинского техникума (Иркутская обл.) Валентина Маслова

«Одна из причин, как нам кажется, в том, что появилась возможность получить специальность фармацевта в негосударственных учебных заведениях по ускоренным программам обучения, по более низкой стоимости, в том числе на базе девяти классов, — предполагает педагог. — При этом обещают государственные дипломы и прохождение аккредитации. Аптечные сети охотно агитируют за такое образование»

К тому же имеет место слабая подготовка по химии в школе и, как следствие, нелюбовь большинства школьников к этому предмету. 

«Все это — проблемы для фармации, — убеждена эксперт. Поэтому мы все больше будем превращаться из фармацевтов в продавцов».

20.09.2023 11:39:00